История взросления дочери вождя народов: в Псковском театре драмы поставили моноспектакль "Говорит Москва"
В репертуаре Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина появился моноспектакль "Говорит Москва". Режиссер Александр Суховский (Псков) поставил пьесу Юлии Поспеловой на прекрасную молодую актрису - Линду Ахметзянову. Играет она в небольшом пространстве Нового зала, рассчитанном всего на 60 зрителей. И всегда - аншлаг.
Моноспектакль - театр одного актера. Самый сложный жанр для артиста. На сцене он один, без партнеров, все внимание зрителей в течение длительного времени - на него. Что хочет донести? Линда, например, работает час 20. Зрители - и совсем молодого, и преклонного возраста - буквально не дышат, не шелохнутся, слушают очень внимательно.
Монодрама на историческую тему, написана на основе мемуаров Светланы Аллилуевой "Двадцать писем к другу". История взросления девочки, дочери вождя народов. В пьесе не называются по фамилиям ни Сталин, ни его дочь Светлана Аллилуева, однако исторические прототипы персонажей угадываются.
Еще до начала спектакля зрителей погружают в материал кадры документально-художественного фильма "Светлана", снятого, когда дочь Сталина жила в США. Ее воспоминания из детства, где был "дом, полный любви":
- Я не чувствовала, что Он мной недоволен.
- Мы знали его как доброго, гостеприимного человека. Он любил семью, детей. Мы привыкли считать его очень сильным.
- Мы в семье знали его, как мало кто знал.
- Брат Василий ужасно боялся отца. Так, что даже терял дар речи в его присутствии. Его буквально трясло.
Светлана Иосифовна рассказывает, как относятся к ней люди, узнав, что она дочь Сталина. "Кто-то ругает Сталина, кто-то - хвалит. Мне нужно сохранять свое собственное мнение". "Судьба моей семьи - трагическая. Хотя у всех в России и везде тяжелая жизнь". Рассказывает и о последних днях жизни отца на даче.
Как сообщалось в релизе спектакля, маленькая Светланка жила будто в сказке, где добрым волшебником был ее любимый папочка, в обычной жизни - большой начальник, кажется, какой-то секретарь. Она так и звала его ласково - "мой секретаришка". Еще была мама, но мама умерла, как сказали Светланке, от аппендицита. Вообще многие умерли - или просто исчезли. А Светланка взрослела, открывала для себя реальный мир, старалась расслышать, что же на самом деле говорит ей Москва.
Театральная история начинается с детства Светланки. Как отмечали ее шестилетие. Как ходила в школу. "Воробушка", "моя хозяюшка", "Сетанка-хозяйка" - звал ее папа. Он балует ее, она чувствует себя Принцессой. Любимицей.
На экране - фотографии известных стране политических деятелей. Они приходили к ним домой. "Дядя Сережа" (Киров) - недавно прислал снетки из Ленинграда. "Дядя Ворошилов" - на белой лошади на параде. "Дядя Серго был шумным… Почему-то перестал приходить в гости" (Серго Орджоникидзе). "С дядей Колей было весело" (Бухарин).
Однажды она, школьница, влюбилась в писателя, журналиста, у них начался роман , а папа сказал - что он английский шпион. "Люсю", как звала она Алексея Каплера, отправили в ссылку…
И далее - сведения об этих людях: арестован, убит, застрелен, погиб в автомобильной аварии… Финал спектакля - кадры кинохроники 1953 года.
Прямая речь
Александр Суховский, режиссер:
- У театра было пожелание - поставить моноспектакль. Смотрели разный материал. У меня внутри отозвалась пьеса Юлии Поспеловой, и мы стали работать над ней. Здесь с одной стороны - линия отношений дочери и отца, таких непростых, а с другой - тема страна, государства, гражданина. Интересно переплетение психологической линии и философско-политической. Это, конечно, художественное произведение, фантазии драматурга, не документально достоверная, биографическая история. Сквозь фантазии о биографии Светланы Аллилуевой всплывают символы, метафоры, связанные с политикой, СССР.
И мне понравилась форма, в какой написана пьеса - свободным стихом. Мозаичное, сложное повествование идет потоком воспоминаний. С этим интересно было поработать, выразить театральным языком.
Линда Ахметзянова, актриса:
- "Говорит Москва" - первый в моей творческой биографии моноспектакль. Очень интересный и сложный материал. Но я не совсем одинокая и "голая" на сцене. У меня есть действие, цели, задачи. Мои партнеры - зрители, сидящие совсем близко.
Я прежде мало что знала о дочери Сталина Светлане Аллилуевой. Готовясь к этой работе, я читала о ней, смотрела документальные фильмы.
Моя героиня Светлана - сильная женщина, непростая. Достойно переживала все невзгоды. Мы с режиссером прошли ее путь - от маленькой девочки до смерти отца. Ее любовь к отцу была нежной, взаимной, он был примером для нее, она оправдывала его, хотя и знала правду. Каким бы он ни был человеком, для нее он любимый папа. А тем, кого любим, мы прощаем многое, даже самые нехорошие их поступки.
Справка "РГ"
Линда Ахметзянова состоит в труппе Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина три года. До этого служила в Новосибирском театре "Красный факел". В 2017 году стала лауреатом Национальной театральной премии "Золотая Маска" в составе творческой группы спектакля "Три сестры" по пьесе А. Чехова в постановке Т. Кулябина за "Лучший актерский ансамбль".
Кстати
2 октября постановка "Говорит Москва" будет представлена в Москве на фестивале моноспектаклей SOLO.