В Музее Фаберже открылась ретроспектива Бориса Григорьева
В Музее Фаберже в Петербурге открылась большая ретроспектива Бориса Григорьева "Первый мастер на свете".
Предыдущая выставка этого мастера была более десяти лет назад - в Русском музее и Третьяковской галерее.
Совсем недавно была выставка в КGallery "Петербург - Париж. Юрий Анненков. Мирон Шерлинг. Борис Григорьев". К слову, петербургская КGallery, как и московская галерея "Наши художники", помогли сделать новую выставку Григорьева разнообразной, полной открытий и неожиданных сюжетов.
Ретроспектива Бориса Григорьева в новом выставочном пространстве Шуваловского дворца доказывает, что "первый мастер на свете", как он без лишней скромности себя аттестовал, остается одним из самых актуальных авторов. Разумеется, на выставке представлены шедевры и Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина. Но главный хит - работы Бориса Григорьева из частных собраний и культурно-исторического фонда "Связь времен", которые прежде не показывались. В частности, речь идет о полотне "Ревизор", цикле иллюстраций к роману "Братья Карамазовы". Для Григорьева эти произведения были чрезвычайно важны, он рассматривал их как продолжение цикла "Лики России" и "Расея".
Но при взгляде на его работу "У Бабы Яги в гостях" (1911) становится очевидно, что не один Гоголь и Достоевский его вдохновляли, но и стихия русского народного фольклора, и детские книги. В отличие от Александра Бенуа и других "мирискусников" Григорьев остро ощущает не изящную театральную сторону детских сказок, а их страшную мифологическую основу. Блистательный рисовальщик и живописец, он, кажется, продолжает традиции романтика-сказочника Гофмана (его, кстати, очень ценили мастера "Мира искусства"), связывая XIX век с ХХ. И только покажется, что Григорьев - это наш ответ немецким экспрессионистам, как чудесная юная "Бретонская рыбачка с ребенком" (1923) вдруг пошлет привет мадоннам итальянского ренессанса. Но тут же появится "Немецкий мясник" (1938), который на портрете приложил руку к груди, словно присягая на верность фюреру. Он выписан мясисто, мощно, почти скульптурно - по законам "новой вещественности".
Борис Григорьев покинул Россию в 1919 году, его имя не упоминалось на родине на долгие годы. Переживая разрыв с Россией, он пытался найти ответ на загадку "сфинкса", о котором писал Блок. Неудивительно, что он вновь и вновь возвращался к "ликам России", которая "глядит, глядит в тебя и с ненавистью, и с любовью". Это, разумеется, не мешало ему писать замечательные пейзажи и портреты во время его двух путешествий в Южную Америку. Эти работы тоже можно увидеть на выставке на Фонтанке, 21
Выставка, которая продлится до 28 января, обещает стать одним из ярких событий нового выставочного сезона.