Андрей Максимов - о спектакле для семейного просмотра, который поставил Евгений Марчелли

Вы можете назвать хотя бы один театр, ремонт фойе которого обсуждали бы социальные сети и газеты? Можете. Это Театр имени Моссовета. Фойе во многих театрах меняются, но именно ремонт в этом театре становится столь значительным событием, что его обсуждают все кому не лень. Несколько московских театров сменили не то что логотип - название! Никого не волнует! Как?! Театр "Школа современной пьесы", например, переименовывается - принципиальнейший вопрос! Неинтересно. Театр Моссовета всего лишь меняет цвет на логотипе... Ну, тут уж только ленивый не пройдется. Очень хочется верить, что Управление культуры, решая вопрос о продлении контракта с художественным руководителем Евгением Марчелли, будет обращать внимание не на ремонт и логотип, а на спектакли.

Андрей Максимов - о спектакле для семейного просмотра, который поставил Евгений Марчелли
© Российская Газета

Евгений Марчелли привел на сцену знаменитых "Бременских музыкантов", не ощущая бремени постоянного недоброжелательного контроля. Талантливо поставил веселую и добрую историю про то, что любовь и добро побеждают, а зло теряет свою силу, если относиться к нему с юмором. Поставил настоящий спектакль для семейного просмотра.

Придумал вывести на сцену шута (сложнейшую роль которого замечательно исполняет Ваня Пищулин), который весело пересказывает детям те сюжетные повороты, которые они сразу могут не понять. Дети в восторге кидают в артистов подушки и с интересом глядят за происходящим на сцене.

Евгений Марчелли поставил настоящий спектакль для семейного просмотра

А взрослые... "Бременские музыканты" - это наши детство и юность. Нескольких поколений. И когда запоет свою знаменитую арию Трубадур (блестящий Нил Кропалов), безо всякой команды взрослые включат фонарики в мобильниках и начнут качаться в такт песне. Не часто увидишь такое единение зала и сцены. Но ностальгию никто не отменял. И как отменишь?

Да, не все участники спектакля одинаково хорошо справляются со своими вокальными партиями. Да, замечательно придуманная история про то, что атаманша - на самом деле сбежавшая из дворца королева - не доведена до конца. Да, можно еще к чему-нибудь придраться - не вопрос, было бы желание. Но на сцене безумно азартный, красивый и, что сегодня особенно важно, добрый и смешной спектакль. Марчелли так завел своих артистов, что уничтожил само понятие "массовки". Артистам и артисткам нравится участвовать в этом представлении, и этот восторг передается зрителю, передается азарт, ощущается желание каждого из, условно говоря, массовки стать единственным.

Здорово играет роль короля Андрей Межулис. Его герой не столько глупый, сколько несчастный и трогательный. И очень живой, что важно для сказки. Наконец-то получил роль, достойную своего таланта, Роман Кириллов. Давно я не видел в театре столь смело сыгранный гротеск. И столь смешно. Свита Трубадура (В. Боковин, О. Отс, А. Емельянов, П. Усачев), к счастью, не играют зверей. Они играют товарищей, дружбу они играют. Обаятельные, смешные, чудесные...

Ставя сказку, Марчелли обошелся практически без декораций - и победил. Волшебный мир создан. Во многом благодаря изумительным костюмам Евгении Панфиловой. Она не делала "карнавал животных" - Панфилова просто красиво одела всех. Стильно. И чуть-чуть иронично. И в этом "чуть-чуть" дело: ироничные костюмы, должен я вам сказать - это просто какое-то театральное чудо.

Прекрасная принцесса (Дарья Емельянова) замечательно играет не столько красавицу, сколько обаятельную девушку. Вообще, эпитет "обаятельный", может быть, главный в этой постановке. Его можно отнести как к самому спектаклю, так и ко всем персонажам.

Невероятного обаяния атаманша в исполнении Екатерины Гусевой. Очень мощная и - еще раз повторю это слово - азартная получилась роль. В ней столько иронии, в том числе и самоиронии... Оторваться невозможно.

Ну, и, конечно, гениальный сыщик, невероятно сыгранный Валерием Яременко. Маленькую роль, по сути, эпизод, талант артиста превращает в одну из главных. Кажется, что артист умеет все: прекрасно петь, замечательно танцевать, по ходу действия превращаться в другого человека и, что самое главное - влюбить всех зрителей в себя.

И еще об одном человеке нельзя не сказать: это хореограф Рамуне Ходоркайте, придумавшая не просто хорошие танцы, но абсолютно своеобразные и ироничные.

Когда Евгений Марчелли объявил, что будет ставить "Бременских музыкантов", удивились, по-моему, все. Зачем? Почему сейчас? Почему худрук - и детский спектакль?

Теперь понятно почему. Потому что "Бременские музыканты" Ливанова, Энтина и Гладкова - это шедевр. Невероятная музыка, совершенно изумительные песни. Мы привыкли к этому с детства... "Настроение у тебя истерическое, скушай, деточка, яйцо диетическое"... Мы привыкли... "Ох, рано встает охрана"... Нас не удивляет. "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету"...

Ироничные костюмы, должен я вам сказать - это просто какое-то театральное чудо

А ведь как написано! Какие слова! А музыка? Вот вы читаете цитаты, а музыка звучит в ушах - не так ли?

Пока социальные сети и другие желающие оценивают ремонт фойе и изменения логотипа (изменений, насколько я понимаю, не будет), художественный руководитель театра Моссовета ставит спектакль, который выполняет одну очень важную задачу: помогает нам жить. Дает радость и добро.

Как можно работать в атмосфере постоянной (часто лживой) критики со всех сторон, я не знаю. Но Марчелли работает, причем радостно и светло. Удивительное дело...