"Мама, а когда мы будем не только говорить?" Личная история о том, как в одной семье начали разделять отходы
Да, мы тут снова поговорим об экопривычках. Точнее, о том, как к ним относятся дети, что им нужно знать о раздельном сборе мусора и как им это донести правильно. И ещё поговорим о том, с чего начать сортировку отходов дома, если есть желание, но нет навыка. Последнее время часто слышу от экоактивистов, что всё больше детей интересуются сортировкой, раздельным сбором отходов. Об этом говорили на днях участники и региональные организаторы Евразийского Кубка чистоты . То, что у детей растёт интерес к тому, что происходит с мусором после того, как его вынесли из дома, как сократить потребление, что можно переработать, я поняла на собственном опыте. Уже больше года мой старший сын Роман пытает меня всеми этим вопросами. А в мае (заканчивал первый класс) этого года спросил: "Мама, мы так много с тобой говорим про экологию, про то, что нельзя засорять планету, так почему мы не сортируем мусор дома и не сдаём на переработку? Почему мы только говорим об этом?" И я подумала: а действительно, почему? В этот момент я поняла, что уже пора прекращать вести красивые речи о том, что надо, - пришла пора показать личным примером, как это надо делать. Я ещё раз пересмотрела таблицы с информацией, что идёт на переработку, а что нет, прочитала, что именно принимают у нас в Омске, и после этого мы с сыном поставили коробки на балконе для железных банок от консервов, стекла, бумаги, пластика. Вспомнила, что мои коллеги из "Омск Здесь" писали про проект "Добрые крышечки" и с согласия классного руководителя Ромы поставила коробку в классе под пластиковые крышечки. В родительском чате рассказала про этот проект, и они с удовольствием согласились собирать вместе с детьми крышечки. Теперь дети приносят их в класс, а я забираю и увожу в пункты приёма. У одноклассников сына стали появляться вопросы: что это, для чего, что с этим потом будут делать. Если есть вопросы, значит надо на них ответить, и я обратилась к эковолонтёру Оксане Мироненко с просьбой провести у наших тогда ещё первоклашек экоурок на тему раздельного сбора отходов. И спасибо учителю Ирине Владимировне за то, что она поддержала инициативу и выделила время для этого урока. Дети были увлечены, изумлены, удивлены тому, что рассказывала Оксана про сортировку и переработку мусора. Они поделились, что у многих дома родители пользуются многоразовыми бутылками для воды, шоперами, рассказали, что теперь собирают крышечки. Для них важно, что они уже часть доброго дела. Потом Оксана наглядно показала, какое сырьё получается из вторично переработанного пластика. Это, пожалуй, была сама шумная часть урока: дети трогали, щупали эти гранулы, нюхали и не верили, что это могут быть старые бутылки, канистры, крышки и так далее. После викторины все дети получили небольшой подарок: значок с цитатой Михаила Пришвина "Охранять природу - значит охранять Родину". Потом, в личной беседе со мной, Оксана дала несколько советов и для наших читателей о том, как объяснить ребёнку, для чего нужна сортировка бытовых отходов. - Для начала с детьми лучше поговорить на тему мусора в целом: откуда он берётся, о вреде свалок для человека и природы, почему важно сокращать количество мусора и как это сделать. Задать вопросы и послушать ответы. А затем уже плавно переходить к теме раздельного сбора отходов и переработке - заострить на этом внимание. Рассказать, что это такое, зачем нужно и почему важно. Привести интересные факты о сборе, переработке отходов и показать яркие картинки. Важно, конечно, разграничить понятия "мусор" и "отходы". Донести до ребят, что привычный, на первый взгляд, мусор (пластиковые, стеклянные бутылки, макулатура, металлические банки) - это отходы, т. е. полезные материалы, из которых можно сделать новые изделия, сэкономить ресурсы планеты и уменьшить масштабы мусорных свалок. Для детей различных возрастных категорий информация будет преподноситься по-разному, главное, чтобы она была проста в понимании и интересна, - отметила Оксана. Лично меня порадовало то, что было после урока. Дети пришли домой и поделились новыми знаниями с родителями, и все вместе они задумались об этой проблеме. Хотя бы думать об этом - уже хорошо. Именно дети толкают нас к чему-то новому, заставляют нас выходить из зоны комфорта. - Когда Соня пришла домой после экоурока, она сразу спросила: родители, почему мы ещё не сортируем дома мусор. Мы с мужем переглянулись. Этот урок её вдохновил, она узнала много нового. Ей понравилось, что волонтёр показала всё наглядно, как может выглядеть сбор, сортировка, потом в переработанном виде пластик. Хочется больше подобных уроков. Дети в своей привычной среде узнали для себя что-то совершенно новое. Наша Соня очень впечатлилась. Мы теперь везде собираем крышечки. Ребёнок занимался этим всё лето, даже на отдыхе у моря. Ездили в гости к моим родителям, так она и там организовала сбор крышечек - всей семьёй их складывали в пакет. Бабушка с дедушкой сначала были в недоумении, но она пояснила, для чего это нужно, что с этими крышечками происходит и почему важно сдавать их на переработку. К тому же средства от их сдачи идут в помощь детям-инвалидам. Это формирует ответственность, понимание того, как нужно бережно относиться к окружающему миру, природе. Что касается сортировки мусора дома, то мы обговорили с ней этот момент. К сожалению, пока мы не готовы к этому. Это, конечно, нам минус, но пока привыкаем к крышечкам. Нужно время, чтобы продумать этот момент и сделать так, чтобы было оптимально удобно всем домочадцам, - поделилась со мной мама Роминой одноклассницы Сони Евгения Жукова. - А я хочу выразить огромную благодарность за организацию и проведение экоурока у нас в классе. Моему ребёнку понравилось абсолютно всё! Урок необычный, познавательный, полезный. Всё можно было не только посмотреть, но и потрогать. Считаю, что такие уроки нужно проводить чаще. Нужно беречь нашу природу и приучать себя и деток к этому, - отметила мама другого Роминого одноклассника Егора Юлия Филоненко. - В процессе экоурока детки активно включаются в работу, слушают, отвечают на вопросы. Многие ребята вместе с родителями уже сортируют отходы дома, сокращают образование мусора - пользуются многоразовыми сумками, бутылками. Под конец каждого урока напоминаю ребятам: "Каждый из вас может быть супергероем, который меняет мир к лучшему!" - эти замечательные слова от автора книги "Маша и Даша спасают планету" Марии Савиной, рекомендую к прочтению родителям и детям, - посоветовала эковолонтёр. Что касается сортировки отходов у нас дома, то за пять месяцев я ещё не достигла совершенства в этом деле, но и не бросила его. Да, где-то ещё не до конца отладила процесс хранения разных фракций, где-то эти коробки не совсем к месту стоят на балконе и подбешивают моего мужа. Но моя рука уже не бросает на автомате всё подряд в мусорное ведро. Мозг уже посылает сигналы: посмотреть маркировку, сполоснуть от остатков содержимого, бросить в коробку. Для всяких мелких вещей приспособила на кухне маленький ящичек в шкафу. Так мне удобнее. Бросаю туда без сортировки мелочёвку, которую можно переработать, а потом, когда есть время, раскладываю по коробкам с фракциями. Сыну очень нравится собирать алюминиевые "закрывашечки" от сметаны, творога. В магазине на меня дико смотрят, когда я собираю на кассе все чеки, которые валяются вокруг. Кстати, о чеках. Многие крупные магазины переходят на электронные чеки. Везде, где есть такая возможность, я перешла на такой вариант подтверждения покупки. Да, на них тоже тратится энергия, но они хотя бы не валяются на свалке (в Омске кассовые чеки можно сдать в переработку - прим. ред.). В общем, маленькими шажками наша семья движется к качественному раздельному сбору отходов. Да, возникают споры по этому поводу с мужем. Он убеждён, что в общей массе это никому не нужно, но всё же поддерживает, а это уже не мало. Можно начать с чего-то одного, как это сделали в семьях Роминых одноклассников, - все собирают крышечки. Когда привыкните к процессу, то можно больше погрузиться в тему и добавлять фракции, например, бутылки, с которых эти крышки были сняты. Главное понимать, что это возможно и это действительно приносит пользу. - Сейчас нужно учить и взрослых, и детей правильному обращению с отходами, раздельному сбору. У детей должен быть пример, на котором они учатся бережно относиться к природе, а у взрослых - понимание, зачем это нужно. Нам необходимо научиться с умом использовать природные ресурсы, бережно относиться к окружающей среде, правильно обращаться с отходами. Начать можно с макулатуры или пластиковых крышечек. Бумага, старые тетради, книги, рисунки, картонные упаковки и т. п. в достаточном количестве скапливаются дома. Это всё можно собирать и сдавать в специальные пункты приёма и даже получать денежное вознаграждение . После макулатуру отправят на перерабатывающие заводы, она вернётся в цикл производства, и из неё сделают новые изделия, тем самым процент срубленных деревьев уменьшится: 100 кг макулатуры спасает одно дерево, а из одного килограмма макулатуры можно сделать 24-25 ученических тетрадей. Ещё можно собирать пластиковые крышечки. Они не занимают много места. Из переработанных крышечек изготавливают вёдра, тазики, пластиковую мебель. При этом в качестве материала уже не используют нефть - токсичный для окружающей среды и невозобновляемый источник энергии, - отметила Оксана Мироненко. Для экопросвещения волонтёры в Омске делают много: проводят мастер-классы на общегородских массовых мероприятиях, ведут блоги в социальных сетях, рассказывают в СМИ. "Омск Здесь" регулярно пишет о том, где, что и когда принимают на переработку. Просто посмотрите вокруг и вы увидите, что людей, готовых помочь и поделиться своим опытом, очень много. Не бойтесь ошибиться с фракцией - в пункте приёма помогут определить верное направление. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Я не претендую на истину в последней инстанции, никого не принуждаю и не заставляю это делать против воли. И уж точно не осуждаю, если вы бросаете дома всё в один мусорный пакет и спокойно забываете про это. Нет, я лишь говорю о том, что если есть желание, то и возможности найдутся. И не так уж много на самом деле времени занимает эта сортировка. А с детьми она превращается в увлекательный процесс. Сколько "новых" игрушек для малышни появляется. Моя дочь Маша (ей сейчас два года и восемь месяцев) с удовольствием раскладывает крышечки по цветам, алюминиевые "закрывашечки" по форме и размерам. Про импровизированный боулинг, где вместо кеглей - ёмкости от геля для стирки, вообще молчу. Видите, сколько полезного и интересного в обычной сортировке отходов дома. Пробуйте, вместе мы сможем сделать наш город чище. Главное фото: Илья Петров Фото автора