Чаще всего родители покупают детские товары на маркетплейсах
Родители несовершеннолетних детей за последние несколько месяцев покупали детские товары как в офлайн- (70%), так и в онлайн-магазинах (79%). Чаще всего они совершают покупки на маркетплейсах (67%), в специализированных детских магазинах (50%) или детских отделах супермаркетов и гипермаркетов (39%). Такие данные приводит Аналитический центр НАФИ (результаты исследования есть в распоряжении Sostav).
Где родители покупают детские товарыСогласно данным опроса, большинство родителей, приобретающих товары для своих детей, комбинируют онлайн- и офлайн- покупки. В меньшей степени среди родителей распространены покупки из рук в руки. 7% респондентов покупали товары у частных продавцов, которых нашли на специализированных сайтах в интернете, а 1% — у родственников, друзей или знакомых.
Рейтинг предпочитаемых мест покупок детских товаров:
маркетплейсы (Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», AliExpress, Lamoda и другие) — 67%,детские магазины, доступные физически (не интернет-магазины) — 50%,детские отделы супермаркетов или гипермаркетов — 39%,интернет-магазины продуктов и товаров повседневного спроса (с отдельным сайтом) — 20%,специализированные интернет-магазины детских товаров (с отдельным сайтом) — 13%.
45% опрошенных нравится покупать детские товары через маркетплейс, 28% — любят совершать покупки в специализированных детских магазинах, а 14% — нравится покупать детские товары в детских отделах супермаркетов или гипермаркетов.
Приверженцев маркетплейсов больше среди родителей подростков (80%) и молодых родителей (72% среди мам и пап в возрасте до 24 лет).
Покупки в больших детских магазинах больше нравятся женщинам (32% против 22% среди мужчин) и родителям дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет (44%).
Детские отделы супермаркетов или гипермаркетов лучше воспринимают в качестве места покупки детских товаров родители маленьких детей, которым 2-3 года (35%), жители сельской местности (21%) и неработающие мамы и папы (22%).
72% респондентов обращают внимание на инструменты продвижения товаров и брендов в интернетеСогласно данным НАФИ, чаще всего родители смотрят на акции и спецпредложения в мобильных приложениях детских магазинов. Так поступают 34% опрошенных.
Каждый пятый (19%) берёт во внимание результаты поиска в интернете. Примерно столько же родителей (18%), прежде чем купить товар, читают статьи-обзоры с рекомендациями или смотрят видео о товаре.
Среди других площадок, вызывающих интерес, респонденты назвали социальные сети, а также сайты, посвящённые детям и воспитанию. На рекламу детских товаров там обращают внимание 9% и 10% участников исследования соответственно.
Доля тех, кто при выборе детских товаров ориентируется на рекламу, выше среди родителей детей в возрасте от 4 до 6 лет (82%), многодетных родителей (86%) и молодёжи (94% среди россиян до 24 лет).
Онлайн или офлайн: преимуществаАналитики НАФИ выяснили, что доли почитателей офлайн и онлайн покупок среди родителей не сильно разнятся, потому как каждый из способов имеет свои преимущества.
Среди плюсов маркетплейсов, родители, которые ими пользуются, отметили лёгкость в оформлении заказа (79%), широкий ассортимент — представленность всех нужных товаров в одном месте (78%), удобную оплату (74%) и доставку (73%).
Преимущества офлайн-магазинов:
Возможность потрогать и примерить вещь перед покупкой. Об этом говорят 47% среди тех, кто не пользуется онлайн-площадками для приобретения детских товаров, им сложно сделать выбор только по картинке.Развитую инфраструктуру магазинов с детскими товарами. 29% офлайн-покупателей говорят, что им нет необходимости пользоваться приложениями или сайтами, так как в шаговой доступности есть хорошие детские магазины.Возможность забрать товар в момент покупки. Каждый пятый не покупающий детские товары в интернете выражает неудовлетворенность условиями (23%) и сроками (22%) доставки).
Наталья Кузнецова, директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ:
Рынок интернет-торговли развивается: появляются новые форматы ритейла, расширяется ассортимент магазинов и география их присутствия. Эти тренды характерны, в том числе, и для категории детских товаров.
Несмотря на активное проникновение практики совершения онлайн-покупок в повседневную жизнь и улучшение сервиса, среди россиян присутствует стереотипное отношение к интернет-ритейлу, которое важно учитывать при работе с покупателем: недоверие к качеству товаров и их оригинальности, недостаточно бережная доставка и неудобная система доставки, низкий уровень развития программ лояльности покупателей.