Для интервью с очередной героиней рубрики «Спасибо за город» имелись сразу два серьёзных повода: День работников дошкольного образования и предстоящий 3 октября 40-летний юбилей детского сада «Сказка», где Мария Верхотурцева трудится старшим воспитателем.

«Сказочная» работа. О труде воспитателя
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

«Я – счастливый человек»

– Ощущаете, что вы оказались в «Сказке»?

– Конечно, причём совсем не в той, которая «…чем дальше, тем страшнее». У нас действительно сказочные дети, сказочная команда и у меня сказочная работа, с которой очень повезло.

– А теперь расскажите о причинах выбора вашего профессионального пути!

– Пожалуй, их корни надо искать в семье. Родилась в Курганской области, бабушка была акушером, мама – педиатром, две мои сестры стали педагогами. Как видите, профессии всех близких родственников так или иначе были связаны с детьми. Вот и я после школы окончила пединститут по специальности «преподаватель дошкольной педагогики и психологии».

– Не страшно казалось выбирать столь непростую профессию?

– Страшно было на первом году работы, когда одолевали разного рода сомнения. Но я – счастливый человек, потому что мне всегда везло на хороших наставников и руководителей, которые поддерживали, не ругали и таким образом не отбили желание работать. Немаловажную роль сыграла и поддержка со стороны родителей наших воспитанников.

– Каким ветром вас занесло в наш город?

– Я – «декабристка», в 2006 году приехала на Север за мужем. Поначалу работала в «Солнышке», а пять лет назад перешла в «Сказку».

– Чем она для вас является?

– Без пафоса могу сказать: настоящей семьёй. И это чувство испытываю не только я – у нас, например, практически нет текучки кадров, коллеги уходят только в декрет.

– В чём заключаются ваши основные функции?

– Налаживание работы коллектива в целом, документооборот, разработка образовательных программ, коммуникация с социальными партнёрами – школами, музеями, внедрение новых технологий, обучение коллектива.

– И какое из этих направлений больше всего по душе?

– Пожалуй, внедрение различного рода новшеств. Интересно учиться самой и учить других, реализовывать масштабные проекты. Например, мы второй год занимаемся ранней профориентацией, знакомим ребятишек с профессиями, приглашаем представителей различных ведомств или предлагаем родителям выступить в роли лекторов.

Причём стараемся не просто рассказывать, но и показывать тонкости той или иной специальности. Парикмахер на глазах детей делал причёску, а когда выступал пожарный, то вручил ребятишкам настоящий водонапорный шланг. Успешно развивается ещё один проект – экологическая тропа. Вокруг детского садика расположены уникальные зелёные насаждения, много интересных растений, есть даже белые грибы. Наши юные орнитологи наблюдают за обитающими здесь дятлами, свиристелями, снегирями, как-то к нам залетал даже сыч.

«Нерешаемых проблем нет»

– Новые поколения детей отличаются от своих предшественников?

– Да. Многим не хватает внимания взрослых, немало недолюбленных, недоласканных, недоговоренных. И чаще всего это является следствием чрезмерной занятости родителей, подмены их внимания и заботы гаджетами.

– Вспоминая своё доисторическое детство, мне кажется, что работа воспитателя – это тихий ужас, ведь один ребёнок не хочет есть манную кашу, другой упал и ушибся, третий скандалит с приятелем, а четвёртый вообще удрал на улицу. А какие проблемы с воспитанниками возникают у вас?

– Нерешаемых нет – если суметь найти подход к родителям. Удрать из садика ребятишки не могут, а всё остальное из того, что вы перечислили, это наша обычная жизнь.

– Если отмотать время назад – выбрали бы снова этот путь?

– Наверное, да. Кроме педагогики не вижу другой профессии, где смогла бы реализоваться так полно. Нравится общаться с детьми, зажигать огонь в глазах воспитателей. Если они получают удовольствие от своей работы, значит, мою функцию можно считать выполненной.

– Какими ещё достижениями можете гордиться?

– Тем, что обо мне знают в педагогических кругах города, что принимаю участие в профессиональных конкурсах и занимаю призовые места, что подтверждаю высшую квалификационную категорию. Пожалуй, я смогла заработать авторитет коллег, которые приходят за советами и прислушиваются к ним. Дети меня знают – здороваются не только в группе, но и в городе на улице.

– Любимчики среди них у вас имеются?

– Любимчики есть – нелюбимчиков нет.

– Дети вас чему-то учат?

– В первую очередь тому, что они – тоже люди, полноправные члены коллектива и общества. Дети достойны того, чтобы их выслушали и учли их точку зрения, например, в той же ситуации с манной кашей. Всё это не означает вседозволенности – опытный педагог умеет «выруливать» ситуацию на правильную дорогу.

– Есть ли у вас профессиональная мечта?

– Нет. Есть цели, которые достигаешь, и ставишь перед собой новые. Впрочем, мы все мечтаем о новом помещении для детского сада, возможности которого переросли.

«Люблю Ханты-Мансийск в любое время года»

– Нескромный вопрос: на работе вам доводилось плакать?

– Да. Будучи воспитателем – из-за недопонимания с родителями, будучи старшим – от недопонимания с руководством, а ещё – от усталости.

– Тогда что же вам в ней так нравится?

– Прежде всего – ощущать успех своих начинаний, общаться с коллегами. Нравится их самоотверженность – когда звонишь им поздно вечером и говоришь о том, что пришла новая вводная и наутро надо что-то придумать или подготовить, то в трубке слышишь не отказ, а лишь лёгкий скулёж…

– Назовите качества, которые необходимы хорошему воспитателю!

– Стрессоустойчивость – это фундамент нашего дела. Коммуникативность. Творческий подход к выполнению своих обязанностей. Небоязнь работы.

– А какими качествами он НЕ должен обладать?

– Ленью. В нашей профессии рабочий день не ограничивается восемью часами, порой приходится и задерживаться, и работать дома, и жертвовать личным временем.

– Раз мы плавно переключились на личное время, то хотелось бы узнать, с кем вы делите его остатки?

– Муж, Игорь Владимирович, прежде служил в полиции, а после выхода на пенсию перешёл в военкомат.

– И как он смирился со спецификой вашей работы?

– Честно говоря, не знаю. Но ему частенько приходится то таскать столы, то готовить оборудование для детсадовских мероприятий, то возить жену по магазинам в поисках отрезка ковролина определённого размера, цвета и фактуры – опять же для её работы.

– Та же судьба досталась на долю детей?

– У нас две дочери, Полина учится в десятом классе, Ксения – во втором. Да, им выпала тяжёлая участь провести детство в кабинете в ожидании мамы и постоянно принимать участие в каких-то мероприятиях.

– Если вам всё-таки выпадет свободная минута, то чем займётесь – грядками?

– Нет, грядки – это не моё. Скорее всего, чтением художественной литературы.

– И, наконец, несколько слов о нашем городе…

– Слыша в школе название «Ханты-Мансийск», считала, что это где-то за Полярным кругом. А когда приехала, поразилась тому, насколько это светлый, чистый, аккуратный город, населённый добрыми и улыбающимися людьми. Я его люблю в любое время года, пожалуй, зимой даже больше. Потому что когда темнеет и включается иллюминация, то становится очевидно: Ханты-Мансийск – это сказка!

Андрей Рябов