Эксперты обсудили эксперимент по добровольной маркировке детских игрушек

ТАСС, 28 сентября. В рамках регионального этапа Конгресса ИДТ производители игр и игрушек, представители Минпромторга России, Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), профильные эксперты обсудили вопросы и вызовы, связанные с проведением эксперимента по добровольной маркировке детских товаров. Организатором мероприятия выступает Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) при поддержке Совета Федерации и Минпромторга России.

Эксперты обсудили эксперимент по добровольной маркировке детских игрушек
© ТАСС

Проектом постановления Правительства РФ планируется проведение эксперимента по цифровой маркировке игрушек с 1 декабря 2023 года по 1 декабря 2024 года. На данный момент проект направлен в федеральные органы исполнительной власти. Те группы товаров, которые вошли в проект добровольного эксперимента могут быть откорректированы, так как процесс общественного обсуждения и регламентных процедур еще не закончен.

В ходе дискуссии также обсудили категории продукции, предварительно включенные в пилотный проект, технологические процессы работы с системой маркировки, меры государственной поддержки, необходимые отрасли детских игрушек.

Директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислав Заславский отметил, что основная цель эксперимента - апробация полноты и достаточности механизмов маркировки, а также противодействие контрабанде детских товаров и повышение собираемости таможенных платежей.

"Тема незаконного оборота детских товаров давно обсуждается на государственном уровне. Сегодня доля детской контрафактной продукции в России составляет порядка 14% по данным Федеральной таможенной службы. Учитывая, что маркировка уже применяется в других отраслях промышленности и зарекомендовала себя как наиболее эффективный инструмент противодействия незаконному обороту продукции, Минпромторг поддерживает ее распространение в индустрии детских товаров", - резюмировал Заславский.

По мнению руководителя товарной группы "Легкая промышленность" Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) - Оператора государственной системы маркировки "Честный знак" Анны Петрушиной эксперимент по маркировке игрушек, в первую очередь, необходим именно участникам рынка, ведь это возможность протестировать нанесение маркировки на различную упаковку, освоить работу с системой "Честный знак" и получить опыт, который будет ценен не только участникам эксперимента, но и всей отрасли в целом: "От разросшегося нелегального сегмента детских игрушек страдают честные участники рынка, ведь недобросовестная конкуренция мешает развитию отрасли в целом. Помимо прочего, контрафактная продукция неустановленного происхождения редко проходит оценку соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза и может содержать химические вещества, способные нанести вред здоровью детей, - рассказала она.

Проект о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов товаров для детей размещен на Федеральном портале проектов нормативно правовых актов. Цели создания системы - повышение конкурентоспособности добросовестных участников рынка за счет сокращения доли незаконного оборота и доступ к данным о движении продукции по логистической цепи в режиме реального времени. Важно отметить, что коды маркировки предоставляются в период эксперимента бесплатно и могут использоваться и при введении обязательных требований. 

По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, в России профильный ОКВЭД имеют 1614 организаций, из них 563 - производители, 615 дистрибуторы и 463 - розничная торговля. Есть также и большое количество организаций с другим кодом экономической деятельности, которые занимаются детскими играми и игрушками. Президент АИДТ Антонина Цицулина обратила внимание, что с 2024-2025 годов будут действовать новые условия присвоения ОКВЭД, скорректированные по итогам выручки компании. На сегодняшний день АИДТ уже сформировала проектный офис по маркировке. В него вошли производители игр и игрушек, дистрибуторы и оптовые компании, представители розничной и интернет-торговли. К участию также приглашены организации игр и игрушек торгового рынка "Садовод". Поэтому ассоциация будет предлагать задействовать меры государственной поддержки, включая этап эксперимента.

"Тема маркировки вызывает много споров и опасений в сообществе производителей игрушек. С одной стороны, как показала практика внедрения маркировки в других товарных группах, этот инструмент позволяет бороться с контрафактной продукцией, защищает потребителей и обеспечивает на рынке честную конкуренцию. А с другой - компании индустрии опасаются, что им придется нести потенциальные издержки на оцифровку своего бизнеса, для того чтобы система прослеживаемости могла функционировать на производствах. Поэтому отрасль будет настаивать на мерах государственной поддержки", - прокомментировала Цицулина.

ТАСС - генеральный информационный партнер.

Возрастное ограничение: 6+.