Войти в почту

Такие разные грибники на картинах русских художников

Сезон массового сбора грибов в России еще не закончился – и кажется, на этот раз их хватило на всех. Сначала любители тихой охоты радовали единомышленников фотографиями полных корзин сморчков, вскоре пошли подберезовики, подосиновики, белые, моховики, сыроежки, волнушки, рыжики, лисички, грузди, зонтики, маслята, опята, свинушки, дождевики!.. Всего и не перечислить. Сбор грибов для многих людей прежде всего эстетическое удовольствие, это уединенный поход в лес с плетеной корзиной, созерцание природы, целый день на свежем воздухе с приятным «уловом» из ароматных и аппетитных грибов и нагрузкой в виде их переработки. Жареные и тушеные со сметаной, соленые и маринованные, с картофелем или гречкой, в супе, пирогах – вряд ли где-то еще грибы любят так, как в России. Конечно, искусство просто не могло пройти мимо этой благодатной темы.

Такие разные грибники на картинах русских художников
© Мир24

В последние сентябрьские дни MIR24.TV собрал для вас картины художников разных эпох, они совершенно не похожи друг на друга, но все связаны со сбором грибов.

«Сбор грибов в лесу», С.А. Виноградов, 1927

Первая картина в нашей подборке написана художником-передвижником Сергеем Арсеньевичем Виноградовым. Сын священника из деревни Большие Соли в Костромской губернии увлекся рисованием в детстве, наблюдая за работой жившего по соседству иконописца. Его творческая судьба сложилась удачно: мальчика отправили учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где ему преподавали Сорокин, Поленов, Маковский, Прянишников. Он брал уроки в петербургской Академии художеств, преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве, стал академиком, его работы пополнили собрание Третьяковской галереи… Однако излюбленными темами Виноградова остались пейзаж, сельский и церковный быт. Краски на его полотнах насыщенны и жизнерадостны, независимо от того писал он крестьянских старух, стены соборов или монашескую келью.

«За грибами», И.И. Шишкин, 1870

Знаменитый пейзажист Иван Иванович Шишкин людям и животным на своих картинах предпочитал природу – даже мишек на картине «Утро в сосновом лесу» на самом деле писал Константин Савицкий. Картина «За грибами» показывает сцену из крестьянской жизни: привал у реки. Однако основное внимание художник все равно уделил лесу – двум огромным дубам, на фоне которых расположилась компания. Один из дубов сломлен и засыхает, второй – зеленый и раскидистый – стремится в небо. Шишкин изображал природу с фотографической точностью, он досконально знал особенности разных пород деревьев и возмущался художественной недостоверностью при изображении леса.

«Шишкин внес струю реализма в русский пейзаж, он положил начало правдивому изображению нашей природы, лишенной роскоши и блеска южных стран, но полной тихого и спокойного величия. Специальностью Шишкина был лес; но правдивое реальное отношение к одному из элементов русской природы положило начало вообще правдивому, реальному русскому пейзажу», – писала племянница художника Александра Тимофеевна Комарова. На следующей картине, тоже Ивана Ивановича Шишкина, мы видим человека с корзиной, углубляющегося в сосновый лес. И здесь акцент делается на исполинских деревьях, а фигура грибника почти сливается с пейзажем.

«Сосновый лес», И.И. Шишкин, 1878

«Старушка с грибами», Н.П. Богданов-Бельский, 1911

Художник-передвижник Николай Петрович Богданов-Бельский был внебрачным сыном батрачки, а фамилию Богданов дал крестивший его священник: «Богом данный». Крестьянскому мальчику посчастливилось попасть в школу знаменитого просветителя Сергея Александровича Рачинского в селе Татеве, оттуда – в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, а затем – в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Богданов-Бельский писал в основном жанровые картины, многие из них были посвящены теме образования крестьянских детей и вообще крестьян, которых художник изображал с большой теплотой.

«Трудный переход», Ф.В. Сычков, 1912

Федот Васильевич Сычков – еще один талант, возросший на крестьянской ниве. Он родился в селе Кочелаево (Мордовия), окончил земскую школу и с детства проявил талант к рисованию. Сычков занимался с учителем, писал иконы и фрески в церквях, портреты на заказ и самостоятельно развивал свое дарование. В 22 года при поддержке генерала Ивана Андреевича Арапова он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Затем стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств, а окончив его, остался в столице. Художник, считавший своим главным учителем Репина, на многих полотнах запечатлел моменты жизни крестьян: возвращение из осеннего леса после сбора грибов, мяльщиц льна, сенокос, праздники и гулянья.

«Девушка с грибами под радугой», К.А. Сомов, 1922

Очень по-эстетски выглядит крошечная корзиночка с грибами на картине Константина Андреевича Сомова. Сомов – один из самых «дорогих» русских художников и графиков на международных аукционах. Особую популярность ему принесли комично-эротические иллюстрации и богемный образ жизни, тем ценнее редкий образ крестьянки на фоне вечернего пейзажа. Как ретроспективист свой идеал Константин Андреевич нашел в образах XVIII века, маслом и акварелью писал небольшие картины из жизни дворянского мира эпохи ампира и рококо.

«Девочка-сиротка», В.Е. Маковский, 1913

Две корзины грибов на этюде Владимира Егоровича Маковского «Девочка-сиротка» задвинуты куда-то вбок. Прежде всего приковывают взгляд худые жилистые руки и торчащие ключицы натурщицы. Растрепанные волосы, бедная заношенная одежда – все это говорит о тяжелом положении девушки, рано оставшейся без родителей, и грибы для голодающей – хорошее подспорье. С этим печальным образом диссонирует лицо героини, оно живое, красивое, большие глаза смотрят по-взрослому внимательно и настороженно.

«Летом», А.А. Пластов, 1954

Аркадий Александрович Пластов родился в селе Прислониха Симбирской губернии в семье иконописцев. В начале ХХ века окончил Симбирское духовное училище, учился в семинарии, а затем переехал в Москву и поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. Через пару лет молодой художник перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Значительную часть своего творчества Пластов посвятил односельчанам, гармонично совмещая жанровые сцены с русским пейзажем. В родной Прислонихе он писал и картину «Летом»: собрав в жаркий летний день две корзины грибов и кувшин ягод, мать с дочкой и собакой устроились на отдых. Пока мать спит, закрываясь от солнца натруженной рукой, девочка собирает ягоды в кружку.

«Грибники», Н.Н. Соломин

Мальчишки-грибники на картине Николая Николаевича Соломина выглядят современно, их выдают лишь устаревшие велосипеды. Автор картины родился в Москве в 1940 году в семье художника Николая Константиновича Соломина. Как и отец, Николай Николаевич окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, и в том же году вместе с однокурсником, В.Б. Таутиевым, поступил на работу в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. В качестве военного художника он много раз ездил в горячие точки: на остров Даманский во время кровопролитного конфликта между Китаем и СССР, в Афганистан и Чечню. Николай Николаевич участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя в Москве и преподавал в МГАХИ имени В.И. Сурикова.

«За грибами», Т.А. Еремина, 1953

Татьяна Алексеевна Еремина известна прежде всего как советский художник-плакатист. Она родилась в Москве, в семье инженера-строителя, профессора МИСИ и врача-микробиолога. К профессии художника Татьяна шла с детства: в 14 лет поступила в техникум, окончила с красным дипломом знаменитую «Суриковку». Во время войны Еремина создавала плакаты, например, «Партизаны, мстите без пощады!» и «Все силы народа на разгром врага!», потом работала в журналах «Смена», «30 дней», «Мурзилка». Художница занималась и детской книжной иллюстрацией, она оформила множество книг для издательств «Детгиз», «Детская литература» и «Детский мир». На акварели «За грибами» мы видим практически идеальную картинку советской послевоенной жизни: семья на отдыхе, дочь, сын, вместо перехода речки по импровизированному мостку в лаптях – собственный автомобиль.