Войти в почту

«Инклюзивный спорт для всех»: два года успешного развития

В 2023 году в России впервые прошли Единые игры Специальной Олимпиады. В них приняли участие свыше 1,5 тысячи атлетов – людей с интеллектуальными особенностями

Игры Специальной Олимпиады стали не только демонстрацией силы духа атлетов, они показали, что при профессиональном подходе каждый человек, вне зависимости от своих стартовых данных, может найти себя и добиться отличных результатов как в спорте, так и в жизни. Именно это и является глобальной целью всех спортивных соревнований для людей с особенностями развития, проводимых Специальной Олимпиадой России.

Важным направлением Специальной Олимпиады России в этом отношении стала программа «Инклюзивный спорт для всех», реализуемая при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Программа рассчитана на три года и включает в себя 15 регионов России, от Востока до Запада: республики Дагестан, Татарстан, Карелия и Башкортостан, Краснодарский, Красноярский и Хабаровский края, Ивановская, Костромская, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Ростовская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург. Программа дает возможность организовать тренировочный процесс и проводить спортивные соревнования, в которых участвуют все дети школьного возраста вне зависимости от особенностей их развития.

За два года в регионах создана большая спортивная база, на которой тренеры-тьюторы, учителя и родители могут развивать своего ребенка через спорт. Программа реализуется как во время школьных занятий, так и во внеурочной деятельности. Такой подход позволяет детям не только поддерживать физическую форму, но и в командной игре узнавать друг друга, учиться доверять, а как следствие – дети лучше социализируются.

«Участие молодежи в инклюзивных проектах – это возможность найти себя, обрести внутреннюю силу, помогая другим. Это не жертвовать собой, а научится строить отношения между людьми на основе уважения и любви», – отмечает президент Специальной Олимпиады России Ольга Слуцкер.

Следует отметить, что программа «Инклюзивный спорт для всех» уникальна, ведь в ее фундаменте лежат три составляющие: внедрение инклюзии в школы, обучение и анализ проделанной работы. У организаторов программы нет задачи просто внедрить проект, но есть основная цель – помочь людям с особенностями развития социализироваться в обществе через спортивные тренировки. И именно эти три кита позволяют не только настроить механизм работы инклюзии, но и получить профессиональное сообщество, которое сможет заниматься с особенными детьми на разных уровнях их физической подготовки, с начальной школы до старшей.

Важным направлением в реализации проекта является повышение квалификации тренеров, учителей физкультуры, социальных педагогов и иных специалистов по программе «Организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады» на базе Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Повышение квалификации позволило специалистам совершенствовать накопленные знания и умения, способы взаимодействия с особенными атлетами, привлечь к регулярным физкультурно-спортивным занятиям большее количество особенных ребят, а также расширить количество регионов, в которых занимаются по программе Специальной Олимпиады. За два года реализации программы было обучено 1630 специалистов из 57 регионов России, из них свыше 60% – это тренеры, учителя физической культуры, инструкторы и специалисты по физической культуре, люди, уже работающие в этой системе, но готовые расширить свои границы и углубиться в работу с детьми с особенностями интеллектуального развития.

Напомним, что Специальная Олимпиада России внедряет инклюзию в школы через спортивные уроки и внеурочную деятельность, поскольку именно в командных спортивных состязаниях удается добиться максимального результата в коммуникативной сфере между людьми с особенностями (атлетами) и нормотипичными спортсменами (партнерами). Соревнования организуются таким образом, что атлеты находятся в равных условиях с партнерами и совместно единой командой идут к победе.

Такой подход позволяет людям с особенностями почувствовать себя нужными, обрести веру в себя, и, как следствие, занять полноценное место в обществе. Ребята без особенностей в развитии в совместных тренировках учатся понимать особенных сверстников, доверять им и вместе идти к цели.

Именно это и подтверждает одно из важных направлений проекта – социальное исследование, проводимое в рамках реализации проекта «Инклюзивный спорт для всех». Важно отметить, что на данный момент в России, и не только, нет ни одного социального исследования, которое бы попыталось изучить влияние инклюзивных спортивных занятий на жизненную траекторию семей, воспитывающих детей с особенностями развития, и на все наше общество.

Проведенное исследование показало, что спорт – это главная дополнительная активность в жизни особенных детей, которая положительно влияет на участие особенного ребенка в занятиях инклюзивным спортом по программе Специальной Олимпиады. Благодаря инклюзивному спорту у особенных атлетов улучшается как физическое, так и психоэмоциональное состояние, увеличивается самооценка, коммуникабельность, расширяется круг интересов и общения, в том числе с окружающими их в повседневной жизни нормотипичными детьми, а также взрослыми людьми. И это, безусловно, положительный эффект. Мама особенного ребенка Кристина Коваленко, Уфа:

«Участие ребенка в инклюзивном спорте позволило мне поднять в том числе и свою самооценку. Признаюсь, до достижения пяти лет я им вообще не гордилась. А сейчас он не просто живет, но достигает успехов, побеждает, радуется. Вместе с ним побеждаю и я. Это давно забытое чувство гордости возвращается».

В июле этого года программе исполнилось два года. За этот срок проведено порядка 150 инклюзивных соревнований, в которых приняли участие свыше 7000 атлетов с особенностями развития и около 3000 – без таковых, прошли обучение 1630 специалистов из 57 регионов России. Можно смело сказать, что программа не только востребована, но и имеет будущее. Подтверждением этому являются горящие глаза детей и благодарные улыбки родителей.

Автор: Антонина Арталевская