Лилия Гумерова: В бюджете-2024 заложены средства на капремонт, строительство школ и модульные детские лагеря
В Совете Федерации прошли парламентские слушания по бюджету 2024 года и следующей трехлетки. Основные параметры бюджета: доходы — более 35 триллионов, расходы — 36,6 триллиона. На образование из этих денег потратят более 1,5 триллиона. Что планируется сделать на эти деньги, накануне Дня учителя, 5 октября, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала председатель Комитета палаты регионов по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
- Лилия Салаватовна, 1,5 триллиона — это достаточная сумма, чтобы продолжить строительство и реконструкцию школ, отпечатать новые учебники, повысить зарплаты учителям и так далее?
- Несмотря на все сложности, огромное санкционное давление, бюджет следующего года будет социальным. Кроме того, так называемый детский бюджет — все, что касается поддержки детства, укрепления института семьи и так далее, — в будущем году даже вырастет.
Как заверил сенаторов министр финансов Антон Силуанов, все взятые на себя государством социальные обязательства будут выполнены. Это касается в том числе и капремонта, и строительства школ.
Более того, программы, начатые по инициативе палаты регионов, — а это и строительство быстровозводимых конструкция для детских лагерей, и ремонт детских поликлиник, вопрос, который мы также держим на контроле, — будут профинансированы.
- В Госдуму внесен законопроект, подготовленный с вашим участием, об уточнении принципа гуманистического характера образования на основе российских духовно-нравственных ценностей. Что это изменит для учеников и преподавателей? Предполагает ли это введение новых предметов в школах, колледжах, вузах?
- Мы долгие годы отказывались от того, чтобы наше образование было напитано государственной идеологией, основной акцент делался на знаниях, которые дают в школе, колледже, институте.
Сегодня мы понимаем, что основой, фундаментом, скрепами образования должны быть именно наша история и культура. Это предписывает и указ президента о традиционных духовно-нравственных ценностях.
Предложенная нами инициатива не предполагает введение отдельного предмета. При этом традиционные ценности должны стать сквозной темой на всех уроках — и литературы, и истории, и математики. Приведу простой пример. Даже в условии задачи мы говорим о традиционной семье: «Мама и папа купили яблоки». Но никак не «родитель один и родитель два».
- Новая инициатива, которая может быть подготовлена в ближайшее время, — о возможности оставлять неуспевающих в школе на второй год без согласия родителей. Ранее о таком предложении учителей Республики Алтай «Парламентской газете» рассказала ваша коллега, сенатор Татьяна Гигель. Что вы думаете о таком предложении?
- Участники образовательного процесса — это ученики, учителя и родители. И каждый из них имеет право участвовать в обсуждении тех или иных вопросов, связанных со школой.
При этом необходимо учитывать, что причин неуспеваемости может быть много: и особенности психологического склада, и состояние здоровья, и ситуация в семье. Я бы в решении этой проблемы шла по пути индивидуального подхода: персональное обучение на дому, коррекционные классы, классы компенсирующего обучения, дополнительные занятия и так далее.
Уверена, что возможность просто оставлять ребенка на второй год вряд ли решит проблему. Если школа не смогла в течение года научить считать и писать, какова гарантия того, что удастся сделать за два года? Возможно, некоторые коллеги со мной не согласятся. Как педагог-психолог я уверена, что карательными мерами результата не достигнуть. А вот найти правильные методы и подходы гораздо эффективнее.
- Наш разговор проходит накануне Дня учителя. Не первый год обсуждается вопрос, чтобы сделать этот день выходным. Как вы к этому относитесь?
- День учителя — это школьный праздник. Дети приходят с цветами. Приходят родители, которые говорят учителям теплые слова. Проводятся концерты, КВН. Мне кажется, это более интересная история, чем когда учитель просто сидит дома и отдыхает. Хотя, конечно, соглашусь, что у современного педагога очень большая нагрузка.
- Какие законодательные инициативы в портфеле комитета на осеннюю сессию?
- Целый ряд инициатив, в том числе о биоресурсных центрах и биологических коллекциях.
Две значимые инициативы касаются вопросов интеллектуальной собственности. Первая — о так называемых сиротских произведениях, когда автор неизвестен и нет возможности связаться с ним. Мы предлагаем разрешить использование таких произведений при условии зачисления пользователем объекта авторских прав вознаграждения в пользу неизвестного правообладателя на номинальный счет. В случае если автор заявит свои права на произведение и докажет их, он в любой момент сможет получить вознаграждение. Еще один законопроект касается выплаты компенсации за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Надеемся, что в этом году мы также примем закон о молодых ученых.