От друдлов до нейросетей: какие необычные методики для обучения детей разрабатывают столичные учителя

Современные школы уже давно не ассоциируются только с классами и партами. Здесь есть амфитеатры и лаборатории, а столовые трансформируются в коворкинги. Меняются и методы преподавания. Столичные учителя придумывают новые способы, как сделать занятия еще интереснее. Такие уникальные наработки представили участники конкурса «Учитель года Москвы», итоги которого подвели в мае. В Международный день учителя рассказываем о наиболее интересных методиках столичных педагогов.

От друдлов до нейросетей: какие необычные методики для обучения детей разрабатывают столичные учителя
© Mos.ru

Изучать новое, подключая воображение

Часто новое — это хорошо забытое старое. Так рассудил Артем Гольцов, учитель испанского языка ГАОУ «Школа “ШИК 16”», и решил использовать на своих уроках визуальные загадки — друдлы, которые были особенно популярны в середине прошлого века. Задача этих картинок — развивать воображение. По мнению педагога, с их помощью скучное заучивание иностранных слов превращается в увлекательную игру.

«Применять друдлы на уроках я начал благодаря моей маме, воспитателю детского сада. Я увидел, как она использует их для малышей, изучающих английский язык, и решил попробовать этот метод с моими учениками. У меня есть ребята, которые сами составляют друдлы. Мы на уроке пытаемся определить, что за слово загадано. Есть друдлы, которые помогают в запоминании слов. Там может быть целая история зашифрована, например лексика по какой-то теме. Допустим, мы изучаем времена года. На картинке схематично изображено солнце кружком — это лето, осень — кленовый листочек, зима — снежинка, весна — распустившийся цветок. Это все быстро рисуется, и потом, когда ребята пытаются вспомнить слова, они вспоминают эту картинку, и им приходит в голову нужное слово», — рассказывает Артем Гольцов.

По его словам, этот метод особенно эффективен при подготовке к диктантам. На объяснение детям сути нового приема ушел всего один урок. Со временем заинтересованность учеников только росла, а у педагога сформировалась целая библиотека друдлов.

Любовь к испанскому языку появилась у Артема Гольцова во время обучения в университете. Получив педагогическое образование в Орле, в 2019 году он начал работать в московской школе. Помимо преподавания испанского в средних и старших классах, молодой учитель занимается воспитательной и профориентационной деятельностью.

«На мой взгляд, у педагога должно быть три важных качества. Первое — стрессоустойчивость. И не только потому, что нелегко бывает найти общий язык с детьми, а потому что образование постоянно развивается, меняется. Нужно всегда быть готовым адаптироваться. Во-вторых, это желание учиться, повышать свою квалификацию. И третье качество — любовь к детям. Есть крылатое выражение: “Занимайтесь любимым делом, и вам не придется работать ни дня в вашей жизни”. Могу точно сказать, что я такое дело нашел», — подчеркивает Артем Гольцов.

Педагог отмечает, что новое поколение быстро реагирует на любые изменения. Если не менять виды деятельности на уроке и проводить его все время одинаково, ребята устают, теряется концентрация внимания. Чтобы этого не происходило, Артем Гольцов постоянно пробует с детьми что-то новое. Например, предлагает ученикам переделывать тексты испанских песен под тему урока, а потом поет вместе с ними.

В финале конкурса «Учитель года Москвы» за любимого педагога болела вся школа. В итоге Артем Гольцов стал одним из победителей. По его словам, конкурс позволил ему познакомиться с настоящими профессионалами своего дела. С некоторыми из них учитель продолжает общаться до сих пор.

«Энергия — это про нас»: как устроена современная школа в Коммунарке

Главный принцип — свобода творчества

Выпускница филологического факультета и факультета искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Анна Олсен начинала свой путь в школе с преподавания детям музыки. А спустя несколько лет стала учителем русского языка и литературы. Сегодня она преподает десятиклассникам ГБОУ «Школа “Покровский квартал”».

«Прошло уже много времени с моих первых уроков, и я могу сказать, что быть учителем — мое призвание. Если говорить про личные качества педагога, для меня это прежде всего стремление к саморазвитию. Если учитель не проводит уроки по одному и тому же сценарию 20 лет, а старается менять свои методы преподавания, идет в ногу со всеми переменами в московском образовании и всесторонне развивается, ему проще заинтересовать учеников», — считает Анна Олсен.

Со своими учениками на уроках литературы она использует методику под названием «10 минут, 10 месяцев, 10 лет». С ее помощью, говорит педагог, можно проанализировать любую ситуацию.

«Мы с ребятами разбирали произведение писателя Умберто Эко “Три сказки”. Одна из сказок называется “Гномы Гну”. Она посвящена экологической проблеме. Чтобы ее обсудить, мы применяли мой метод, который позволяет понять, как человек будет относиться к конкретной ситуации через 10 минут, через 10 месяцев и через 10 лет. Если говорить о глобальном потеплении и других проблемах экологии, это выигрышный прием. Дети не задумываются, как изменится экология в ближайшем будущем, но, если мы рассматриваем эту проблему в перспективе 10 лет, становится ясно, что последствия могут быть серьезными. Исходя из этого, мы предлагаем конкретные варианты, что можно сделать уже сегодня», — поясняет Анна Олсен.

По ее словам, метод «10 минут, 10 месяцев, 10 лет» может подойти для работы с учениками средней и даже начальной школы, если обсуждать с ребятами ситуации, соответствующие их уровню знаний. Полезен этот прием и старшеклассникам, которые задумываются о будущей профессии. Часто ребята, выбирая какое-то направление, руководствуются эмоциями и ошибаются. А метод Анны Олсен позволяет оценить последствия решений и подумать на перспективу.

Чтобы разнообразить уроки, преподаватель также использует в работе с детьми метод, который помогает взглянуть на тот или иной процесс со всех сторон. Для этого участники дискуссии последовательно примеряют на себя разные роли: мечтателей, реалистов и критиков.

Главный принцип Анны — предоставить ученикам свободу творчества, чтобы они не боялись высказывать свою точку зрения, которая совсем не обязательно должна совпадать с мнением педагога.

Говоря о конкурсе «Учитель года Москвы», на котором она вошла в восьмерку финалистов, Анна Олсен отмечает, что это был полезный опыт. Наблюдая за другими участниками, она подметила несколько приемов, которые можно использовать в своей работе. К тому же конкурс позволил ей понять, в каком направлении развиваться дальше.

Культурные мастера: победители профессионального конкурса — о ежедневном творчестве и любви к своим ученикам

Обучение с помощью виртуальных помощников

Алексей Гущин, учитель информатики ГБОУ «Школа № 1298», мечтал преподавать с детства. Несмотря на это, окончив московский педагогический колледж № 5, он не сразу приступил к работе с детьми, а попробовал себя в других сферах. Но, оказавшись в школе семь лет назад, понял, что находится на своем месте.

«Я очень люблю свою профессию. Когда знакомые спрашивают, как я справляюсь с детьми, я отвечаю, что получаю удовольствие от нашего общения. Я знаю, как удивить их. Мне нравится видеть, как ребята развиваются. Самый запоминающийся для меня момент был два года назад, когда двое одиннадцатиклассников, у которых я был классным руководителем, в день самоуправления вели информатику в восьмом классе. И на пятой минуте урока я осознал, что вижу в них себя. У них была такая же манера подачи материала, они говорили теми же словами, которыми объясняю тему я. Было приятно, что с тебя берут пример», — вспоминает Алексей Гущин.

На конкурсе «Учитель года Москвы» молодой преподаватель рассказал, что проводить уроки ему помогают… нейронные сети.

«Как-то раз мы разбирали с ребятами задачку по информатике, связанную с единым государственным экзаменом. Найти решение никак не удавалось. В итоге мы написали суперсложный код, и один из учеников предложил обратиться к нейросети, а она выдала элегантный код, намного проще, чем сделали мы. Тогда я подумал: почему бы не использовать искусственный интеллект в образовании? Он поможет не только в создании кода или разборе задач на уроках информатики, а, например, при составлении персонализированных учебных планов с учетом успеваемости учеников и их способностей», — говорит Алексей Гущин.

Главное, по его словам, что нейросети позволяют детям получать ответы на вопросы по школьной программе, когда им требуется подсказка. Это особенно удобно, если ребенок пропускает тему по болезни и ему необходимо изучать все вне школы. Кроме того, нейросеть помогает, когда нужная идея не приходит в голову, а еще может избавить учеников от рутинной работы.

«Допустим, дети строят здание в 3D-редакторе и, предварительно сделав промт (запрос нейросети. — Прим. mos.ru), получают вспомогательные изображения. Это своего рода каркас, на который каждый может добавить все, что он хочет. Таким образом, ребятам не нужно тратить время на отрисовку референса (вспомогательного изображения)», — поясняет преподаватель.

По его мнению, в будущем нейронные сети могут стать незаменимыми помощниками учителей. Для их использования педагогам не нужны специальные знания в области информационных технологий: достаточно уметь правильно сформулировать запрос и проанализировать полученную информацию.

Как и его коллеги, с которыми Алексей участвовал в конкурсе «Учитель года Москвы», он убежден: учеников нужно уметь слушать и поощрять за тягу к знаниям, а образовательный процесс должен быть нескучным и разнообразным. Поэтому педагог раз в месяц поручает проведение урока ребятам, которые лучше других разбираются в предложенной теме.

Вайфай во всех помещениях и ноутбуки для преподавателей: как столичные школы подготовили к новому учебному годуКонкурентоспособная заработная плата и профессиональные конкурсы: как город поддерживает педагоговФизика вокруг нас: учитель школы № 1298 — о своей работе, пользе «МЭШ» и об общении с детьмиУчитель в хитоне: как молодые педагоги проводят уроки и что их вдохновляет