Войти в почту

«Известия»: в России не хватает учителей

Обновлено в 18:00

«Известия»: в России не хватает учителей
© BFM.RU

В российских школах остро не хватает учителей. Как пишет газета «Известия» в статье, опубликованной ко Дню учителя в России, около 40% учебных заведений имеют открытые вакансии педагогов.

Эксперты Общероссийского народного фронта отметили, что в ближайшем будущем «замещать уходящих на пенсию специалистов будет просто некем». По данным газеты, наиболее востребованными оказались учителя в Москве, Воронеже и Тюмени. Больше всего не хватает математиков и физиков. Business FM обсудила с преподавателями этих специальностей, в чем причина этого дефицита.

Учитель математики петербургского лицея № 239 Кирилл Сухов:

«Очень сложно объяснить выпускнику, который занимается физикой и математикой, почему он должен пойти в школу работать. Большое количество дорог перед ним открыто, он может пойти думать головой в первую очередь, создавать какие-нибудь теоремы или просто работать в компаниях, может пойти работать программистом, спрос на программистов гигантский. Работа учителем не звучит как престижная. Мне кажется, зарплата, престиж и просто вот этот комплекс, что ты идешь работать учителем, у тебя будет не очень высокая зарплата и еще тебя все время шпынять будут. Там в последнее время какие-то происходили подвижки, что, когда ты работаешь учителем, не обязательно с утра до вечера писать бумажки, можно даже и детей получить, но тем не менее не сверхкруто это звучит, наверное, для молодого специалиста. Зарплата учителя в Москве вполне конкурентоспособна, в регионах она не звучит как конкурентоспособная, врать не буду, но числа совершенно не впечатляющие».

***

Учитель физики из Ногинска Вадим Муранов:

— Знаю очень много примеров, когда в школах отсутствуют физики, нет учителя на эту вакансию и у детей нет физики вообще. Я знаю массу примеров, когда физику ведут даже не преподаватели физики, чтобы закрыть дыры. О каком в таком случае естественно-научном образовании может идти речь? Наука эта непростая, и преподавать ее непросто, но физически невозможно изучать физику в рамках двух часов в неделю. Дети, конечно, ничего не успевают понять, а когда они не успевают ничего понять, они теряют интерес. А когда дети теряют интерес, учитель тоже не понимает, как ему действовать в этих условиях, это очень сильно нервирует учителя, и все, человек увольняется, уходит.

— Студенты, абитуриенты изначально на учителя, на педагога по физике не идут учиться?

— Идут, конечно, но не доходят до школы, потому что есть педагогические университеты, там есть физико-математические факультеты. В основном из них выходят учителя математики, физиков там меньше среди них. И это еще одна проблема, которую тоже нужно решать.

— Что с зарплатами происходит?

— Про свою я жаловаться не буду, потому что работаю в нескольких местах, и это ровно потому, что если бы я работал в школе, то я бы, конечно, не выжил бы, на самом деле. В школе, чтобы получить более или менее 40-50 тысяч рублей, нужно загрузить себя всем-всем и с утра до ночи этим заниматься. Молодые педагоги не могут на это пойти, у них еще есть своя личная жизнь. А если не загружаться, то есть если взять ставку на 18 часов в неделю, на 30-35 тысяч особо не разбежишься.

***

Учительница английского из Орехово-Зуевского района Ольга Ефимова: «Я думаю, что в школе не хватает учителей не только этих специальностей. Могу с 80-процентной долей вероятности сказать, что это происходит, потому что учитель сейчас завален бумажной работой. Неимоверные отчеты, я думаю, вообще никто не читает. Нет сердечной работы, которая была раньше, учитель перестал быть воспитателем. Не знаю, чем можно заинтересовать. Зарплата — это, конечно, здорово, повышают зарплату, но деньги — это не все для учителя. Все равно не будет этого достойного, что мы прямо хотим-хотим-хотим, но я думаю, что должно быть прежде всего отношение. Не должны бумажные дела давить учителей, а ученик вместе с родителями не должен ощущать себя, что он пуп вселенной. Прослеживается пренебрежительное, неуважительное отношение к этой профессии. В школе директора уже заявляют учителям: «Вы сервис». То есть пришел ученик, вы ему дали знания, усвоил, не усвоил, это уже его дело. Дальше пусть думают родители».

***

Автор телеграм-канала «Незаслуженный учитель России», репетитор по английскому, обществознанию и истории Григорий Николаев:

— Гуманитариев, конечно, больше, а персонажей технических дисциплин очень мало, объяснить это я не могу. Человек, который идет в школу, немного собой жертвует, потому что у нас авторитет школы не очень высок. И вот человек работает с детьми, ему все нравится, но его постоянно давит бюрократия. Я не могу сказать, насколько математик способен к бюрократии. Недостаток учителей в школе связан с огромной бумажной работой, это та причина, по которой я сломался.

— Чувствуются какие-то усилия государства в этом направлении?

— Да, как любой человек в России, я готов поругать государство, но здесь не за что, потому что существуют большие попытки облегчить эту работу, давать домашние задания ученикам дистанционно, но все это обламывается об то, что школа — косный аппарат, и это не укор школе, это аппарат, который работает сотни лет, обучает миллионы детей, он не может не работать косно.

***

Учительница математики школы № 1 станицы Зеленчукской в Карачаево-Черкесии Юлия Капалкина:

«Это связано со многими причинами, начиная с того, что обучиться на математическом факультете непросто, работа учителя математики — достаточно серьезная обязанность, потому что это один из двух обязательных предметов, которые сдаются в 9-м и 11-м классах, немногие могут эту ответственность на себя взять, и мало молодежи у нас в школах. На эту проблему обратили внимание, сейчас студенты поступили в увеличенном количестве на педагогические специальности, главное, чтобы они потом пошли в школу и удержались там. Проще построить новую школу, чем для нее найти коллектив. Нужно организовывать педклассы, целевое обучение, может, какую-то обязательную практику, чтобы ребята проходили и прикреплялись к школам. И если мы наберемся немного терпения и будем каждый из нас делать свое дело лучше, чем делаем это сейчас, то все будет. Стараемся наших учеников так учить, чтобы им хотелось пойти учителем. Я ученикам говорю, что быть учителем — здорово, давайте пробовать поступать, некоторые ученики поступили в этом году на педспециальности. В школах остаются работать те, для кого это призвание. Мы получаем удовольствие от того, что мы делаем: воспитываем подрастающее поколение. Если человек не осознает этой миссии, ему очень трудно будет в школе. В Москве большие зарплаты у учителей, все равно наблюдается кадровый голод, дело не только в зарплате, а в том, что человека нужно воспитывать, чтобы он захотел работать учителем».

***

Председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор санкт-петербургского лицея № 369 Константин Тхостов:

«Мы 20 лет жили в условиях Болонской системы подготовки профессиональных кадров — магистры, бакалавры. Это вовсе не те специалисты, которые нужны в современной школе. Нужны учителя математики, физики, русского языка. Главное, чтобы министерство науки и высшей школы осознало всю необходимость оперативного перехода на специалитеты. К сожалению, не все регионы используют положительный опыт Санкт-Петербурга и других регионов по мерам социальной поддержки учителей, и осознание того, что нужно развивать экономику, исходя из своих реальных возможностей, которые есть у каждого региона, их не может не быть, чтобы зарплата учителей, привязанная к средней зарплате по экономике каждого региона, росла и позволяла педагогам чувствовать себя социально защищенными. Санкт-Петербург, Москва, есть многие регионы, которые реализуют проекты, способствующие не только финансовому, но и профессиональному благополучию и совершенствованию учителей. Ведь не все определяет только зарплата, еще есть возможности для вовлечения в конкурсное движение, в меры грантовой поддержки, позволять учителю развиваться и не выгорать. Современная школа так устроена, что это не только учебный процесс, а еще большое количество внеурочной, внеучебной работы, проектная деятельность, это непаханая нива, чтобы реализовались амбиции и запросы не только учащихся, но и тех, кто находится рядом с ними».

В Минпросвещения заявили, что кадровый резерв из перспективных выпускников «позволяет поступательно закрывать вакансии». По данным ведомства, в этом году в педагогические вузы подали документы почти 400 тысяч абитуриентов — на треть больше, чем в прошлом году.