Бесит в школе, бесит в школе, бесит в школе: молодые учителя назвали триггеры профессии
Алиса Марчункова – учитель математики «Меня бесит в школе невоспитанность детей. Дети банально могут позволить себе оставить мусор на парте, под партой. Потому что я им не домработница, не горничная, не уборщица – за ними убирать не буду. Вот у меня пришли десятиклассники, немножечко пришлось повоспитывать, раз дома не воспитывают. Я неделю собирала весь мусор, который они оставляют. И на следующей неделе просто высыпала им на парты, говорю: «Присаживайтесь, пожалуйста. Ваша помойка к вашим услугам. Вы оставляете мусор. Я его собирала, складировала. Вот оно, пожалуйста, ваше рабочее место на сегодняшний день». Больше они у меня не оставляют ни бумажки», – рассказала преподаватель. Алиса также обратила внимание, что родители чрезмерно вмешиваются в учебную жизнь детей. Так, учащиеся старшей школы должны нести самостоятельную ответственность за свою учебу и поведение в школе. Для этого родителям надо попросту отстать от ребенка, считает педагог. Если же не прекратить решать проблемы детей за них, то может случиться, что они останутся жить с родителями до 40 лет, а то и на всю жизнь. Ведь именно в юности формируется критическое мышление и развивается личность. Старшеклассник должен сам искать пути решения проблем, убеждена педагог. Учительница считает, что современная система образования не подходит нынешним детям – и проблема тут в образовательных и воспитательных методиках. К примеру, молодых учителей в вузах обучают по учебникам, которые часто являются ровесниками студентов. В то время в школах учатся уже другие дети – с другими интересами и образом мышления. «Дети поменялись: у них другие приоритеты, абсолютно другие ценности. Всем нужно снимать тик-токи, вести ютуб-канал. Они 20 часов находится в своем телефоне, они только спят без него, и то не факт. И нужно как-то учителям к этому адаптироваться, использовать какие-то интерактивные методы. Но зачастую это все на корню прерывается – руководство не готово на это идти, поскольку не уверено в эффективности. Мое мнение, если попробовать и дать им задание, чтобы что-то сделать в телефоне – нарисовать прямую или построить картинку из разбросанных прямых, – мне кажется, что им будет это гораздо интереснее делать, чем просто у доски. Нам нужно меняться, подстраиваться под них», – считает учительница. Нравится в работе: очень радуюсь успехам детей, когда учеба им действительно приносит удовольствие. Не нравится в работе: общение с родителями, отношение детей к учителям и учебе, нестабильное расписание, мероприятия в нерабочее время, вечерние переписки учителей в рабочих чатах. Юлия Яковлева – педагог по актерскому мастерству учебно-информационного центра «Моя работа в частной школе меня полностью устраивает. Мы не имеем дело с государственными бумажками, занимаемся с детьми под запрос родителей, корректируем траекторию образования сообразно особенностям детей. Не нравятся только редкие конфликты с родителями. Но их не избежать», – считает Юлия. А вот в государственной школе тюменку раздражает большое количество формальной работы, которое мешает эффективному выполнению прямых обязанностей – обучению и воспитанию школьников. Юлия считает, что негативно влияет на современный образовательный процесс тот плюрализм мнений в вопросах воспитания, который сегодня бытует в стенах школы. В поисках верного решения, как правило, родители думают одно, администрация – другое, а воспитание ребенка остается «в конфликте» интересов. Откровенно бесит девушку отсутствие чувства такта у родителей. «Могут звонить когда угодно, писать в выходные и требовательно ждать ответ на сообщение, предъявлять претензии, если ответа нет», – рассказала педагог. Нравится в работе: работа в частной школе полностью устраивает. Не нравится в работе: редкие конфликты с родителями. Альберт Токарев, преподаватель английского языка Самыми неприятными в работе Альберт считает неграмотное потворствование трендам, большую нагрузку на педагогов и бесконечную гонку за двумя зайцами: первое – проводить много мероприятий и событий, и второе – делать много отчетов по ним. Он считает, что в современной школе всем участникам образовательного процесса – детям, родителям и педагогам усиленно навязывают чрезмерную активность. Нравится в работе: стабильность. Не нравится в работе: излишняя нагрузка и 6-дневная рабочая неделя. Фарида Гасандзаде – учитель русского языка и литературы «В школе мне не нравится несоответствие заданной программы с содержанием учебников. Потому что сейчас выдали единую программу для всех школ, и мы не можем ориентироваться по учебнику – многих тем даже нет в книге. И вообще не понятно, как с тем быть. А когда напечатают новые – неизвестно. Зачем придумывать? Каждый раз изобретать велосипед, я вообще не понимаю этого», – сетует педагог. В целом работа в школе ей нравится. За исключением неумолимого количества новых программ, которые пытаются внедрить в современный образовательный процесс. «Мне кажется, что сейчас для начала детям нужно получить базовые знания, а потом уже развивать какие-то их soft skills и так далее. Но почему-то департамент образования думает, что этому можно научиться позже, и сейчас им важнее научиться коммуницировать, считать деньжата и прочее. Что это больше пригодятся в жизни. Хотя для начала вообще нужно научиться читать и писать правильно», – выговорилась учительница. Нравится в работе: учить детей. Не нравится в работе: ремонт, которого нет, где-то застрявший в начале 2000-х. Кирилл Крохин – учитель истории и «Уроков финансовой грамотности» Начинающий учитель в этом учебном году трудоустроился в школу в Заречных микрорайонах. Работа спорится, все нравится, но кое-что, по его словам, не так в самой системе образования. «Размытость методики преподавания ряда предметов и учебных материалов», – обратил внимание педагог. Нравится в работе: демократичность, современная среда, комфорт. Не нравится в работе: пока не знает. Рекомендуем прочесть личный взгляд учителя начальных классов на то, как изменились ученики за 25 лет. Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов, Ольга Юшкова, Евгений Поторочин, Антон Пигарев