Какими на самом деле были знаменитые русские педагоги

Учителя – важнейшие люди в жизни каждого человека. Но знаменитостями они становятся редко. В День учителя расскажем о русских педагогах, чьи имена знает вся страна и даже мир. Их пример – лишнее доказательство тому, что хорошим учителем может стать только настоящая личность. Константин Ушинский (1823 – 1871) Его считают основоположником отечественной педагогики. Примечательно, что сам Ушинский, сын военного дворянина, не сдал выпускные экзамены в гимназии и не получил аттестат. Это не помешало ему поступить в Московский университет на юридический факультет и блестяще его окончить. Устроившись преподавателем словесности и законоведения в Гатчинский сиротский институт, Ушинский так увлёкся учительством, что это стало делом его жизни. Он перечитал всевозможные книги по педагогике, переводил заграничные статьи, печатал собственные. В конце концов, молодого энтузиаста заметила супруга императора Александра II – Мария Александровна. Она рекомендовала назначить его инспектором классов в Смольный институт для благородных девиц. Проведя там ревизию, Константин Дмитриевич пришёл в ужас: ни педагоги, ни программа, состоящая в основном из музицирования и танцев, по его мнению, не были пригодными для воспитания современных барышень. Ушинский фактически заложил новый стандарт женского образования в России. Он составил программу с углублённым изучением естественных наук и литературы, настоял на преподавании на русском языке вместо французского, убрал разделение на сословия. За два года Смольный превратился в лучшее учебное заведение России. Но многим коллегам не понравился слишком реформаторский подход «злеца» и «невежи» Ушинского, и в результате интриг и доносов он вынужден был уйти с должности. К счастью, императрица Мария Александровна продолжала принимать участие в его судьбе. Константин Дмитриевич получил должность при дворе и смог продолжить работать как публицист, а также уехать с женой и детьми (а их было шестеро) за границу, чтобы изучить передовой опыт европейских школ. Именно в этот период он создал хрестоматию «Детский мир» – первое массовое пособие для чтения, а также учебник «Родное слово», который переиздаётся до сих пор. Константин Ушинский сформулировал и принципы народной российской педагогики – преподавать системно, от простого к сложному, не ради зубрёжки, а ради того, чтобы научить ребёнка мыслить. Саму педагогику Ушинский считал не наукой, а искусством, которым владел в совершенстве. Умер Константин Дмитриевич в 47 лет, от лёгочной инфекции, которая, как считают врачи, стала следствием стрессов и перегрузок: в последние годы он очень много писал и стал настоящим «учителем учителей». Антон Макаренко (1888 – 1939) Педагог, прославившийся своим уникальным подходом к трудным детям, сам был непростым ребёнком. Антон, сын железнодорожного рабочего, с детства отличался болезненностью и служил объектом насмешек. Из-за хронического насморка у него был постоянно красный нос. Это не мешало Макаренко влюбляться в первых красавиц и переживать личную драму за драмой. К 17 годам он уже был настолько разочарован в жизни, что стал подумывать о том, чтобы свести с ней счёты. Местный священник посоветовал ему поговорить со своей женой – дескать, женщина подберёт нужные слова утешения. В итоге между Макаренко и попадьёй Елизаветой, которая была на 8 лет его старше, начался роман. Родители этого не приняли и выгнали сына из дома. Официально оформить отношения Антон и Елизавета не могли – она формально оставалась замужем за священником. Макаренко и его возлюбленная окончили учительские курсы и начали преподавать. Именно Елизавете на самом деле после Гражданской войны предложили возглавить колонию для беспризорников под Полтавой. Но она уступила должность своему любимому Антоше. Поначалу он не знал, как подступиться к трудным подросткам с криминальным прошлым, с горечью констатируя, что педагогические книги ни на что не годятся. А потом нащупал свой метод. Правда, для этого ему пришлось серьёзно накостылять одному из вожаков, после чего беспризорники стали демонстрировать чудеса послушания. Основой же его педагогического метода стал коллективный труд. Воспитанники сами обеспечивали свой быт, кололи дрова, возделывали свой сад, выращивали свиней и даже зарабатывали. Плюс дети сами выбирали коман­диров, а Макаренко мудро смешивал в отрядах сильных и слабых, чтобы иметь баланс в коллективе. Увы, как у всякой яркой личности, у Макаренко были свои недоброжелатели. В частности, его демократичные методы не нравились Надежде Крупской. Дважды его спасал от опалы Максим Горький, с которым они были дружны. Кстати, наш земляк поначалу не рекомендовал Макаренко писать. Но после того, как педагога оттёрли от дел, Антон Семёнович зарабатывал именно литературным трудом. Его «Педагогическая поэма» принесла ему известность во всём мире. В последние годы Макаренко жил в Москве. Он оставил Елизавету, которая с возрастом превратилась в неопрятную сварливую женщину с кучей кошек. Вместо неё влюбчивый педагог женился на инспекторе из наркомпроса Галине Сальхо. Вместе они вырастили её сына Льва и его племянницу Олимпиаду (брат Макаренко, белогвардеец, вынужден был бежать из страны и оставить семью). Обещание не иметь собственных детей презиравший институт семьи Макаренко сдержал. Но для скольких подростков он заменил родителей, и не сосчитать. Умер Антон Семёнович в 51 год от разрыва сердца, которое, не жалея, растрачивал на других. Василий Сухомлинский (1918 – 1970) Классик советской педагогики, в 17 лет он стал вожатым в соседней школе, а затем начал преподавать в младших классах и заочно учиться в Полтавском педагогическом институте. По окончании получил должность завуча в Кировоградской области Украины. Тогда же Василий женился на юной преподавательнице английского Вере. Жизнь была полна самых радостных ожиданий, которые перечеркнула война. Сухомлинский ушёл на фронт добровольцем. В феврале 1942 года подо Ржевом он был тяжело ранен. Врачам удалось спасти его руку от ампутации, а вот вынуть осколки из груди они так и не смогли. Сухомлинского демобилизовали, и он оказался директором школы в Удмуртии – его родная Кировоградская область всё еще была оккупирована. А когда оккупантов отбили, он узнал, что фашисты убили его жену и новорождённого сына. Эту трагедию Василий Александрович едва смог пережить. Единственным лекарством стала работа – трудился он буквально день и ночь. «Не какими-то таинственными причинами объясняется то, что я много сделал, много писал, а вот – горем…», – признавался Сухомлинский. Уже под конец войны он познакомился с педагогом Анной Девятовой и уговорил её выйти за него и вернуться с ним на Украину. У них родились сын и дочка. Сухомлинский устроился начальником РОНО, но за четыре года настолько подорвал здоровье в бесконечных поездках, что попросил назначить его директором какой-нибудь отдалённой школы. Такой стала Павлышская школа на окраине полуразрушенного в войну посёлка. Учёба в три смены, одна керосиновая лампа на всех, никакого оборудования. Но Сухомлинскому удалось сплотить вокруг себя коллектив единомышленников. На месте развалин появилась передовая школа с мастерскими, огородом, теплицами и настоящим садом. Уроки плавно перетекали в трудовую деятельность с участием учителей и родителей. Василий Александрович каждый день обходил территорию и знал по имени каждого ученика. Он создал оригинальную педагогическую систему, в центре которой – безграничная любовь и вера в детей. Сухомлинский был убежден, что искренний интерес ребёнка выше сухих знаний,был противником порицаний и наказаний. Сухомлинского признавали в Москве, печатали в педагогических журналах, у него появились последователи. Но потом недоброжелатели начали клеймить его за излишнюю человечность в ущерб интересам общества и «библейские проповеди». Несмотря на то, что педагогической общественности удалось отстоять Василия Александровича, эта история его подкосила. Один из сидящих в груди осколков всё-таки добрался до сердца. Он понимал, что вот-вот уйдёт их жизни, и торопился закончить свои книги – чтобы научить учителей и родителей по-настоящему любить детей. Лариса Плахина Ранее сайт Pravda-nn.ru назвал пять книг ко Дню учителя, которые помогут лучше понять профессию педагога.

Какими на самом деле были знаменитые русские педагоги
© Нижегородская правда