От кардиограммы до беспилотников: чему учат детей в нижегородских «Кванториумах»
Расшифровать кардиограмму, собрать и запрограммировать робота, запустить беспилотник – для учеников школы № 9 Нижнего Новгорода нет ничего невозможного. Недавно в рамках нацпроекта «Образование» здесь открылся технопарк «Кванториум», где дети получили доступ к самому современному оборудованию. «Не хочется уходить с урока», – теперь всё чаще слышат от детей учителя. Техника на грани фантастики Направлений у «Кванториума» два – естественнонаучное и техническое. И для обоих созданы все условия. Цифровые лаборатории и микроскопы, комплексы для изучения робототехники, станок лазерной резки с числовым программным управлением, 3D-принтеры – это и многое другое современное оборудование теперь используется школьниками как на уроках, так и на занятиях дополнительного образования. По словам директора школы № 9 Анны Жуковой, в «Кванториуме» проходят уроки окружающего мира начальной школы, в средних и старших классах – физики, химии, биологии, информатики. Учитель химии Анна Загулина от нового оборудования в восторге. «Это хорошая возможность для детей научиться делать что-то своими руками, ставить химические опыты, – уверена она. – Ребята активно интересуются оборудованием. Здесь можно прекрасно подготовиться к сдаче экзаменов, и уже сейчас семиклассники подходят ко мне и говорят, что хотели бы сдавать ОГЭ по химии. Это прекрасная возможность заинтересовать ребят моим предметом, который прежде многим казался трудным или скучным». В первой половине дня занятия проводятся для учеников школы № 9, а во второй – для всех желающих ребят. Мобильный класс А учитель биологии Ольга Юрьевна Пантелеева считает «Кванториум» лучшим подарком на свой трудовой юбилей – в этом году она отмечает 30 лет педагогического стажа. «Это огромное подспорье для современного учителя, – говорит педагог. – Если мы хотим привить интерес детям к науке не только через книжки, но и на практике, то «Кванториум» – великолепная возможность окунуться в мир биологии. Это прикладная наука, которая лучше всего познаётся через практику – через лабораторные и практические работы. Их интересно выполнять даже мне, не говоря уже о детях. В средних классах дети приобретают навыки работы с мощным микроскопом, рассматривая срезы фруктов и овощей, капельки воды из аквариума. А в 8‑м классе, когда проходим анатомию человека, они занимаются в настоящей лаборатории, где измеряют давление, снимают и расшифровывают кардиограмму, измеряют сатурацию. Раньше мои выпускники тоже получали профессию врача, среди них есть известные нижегородские медики, а теперь интерес к медицине вырос в разы. Как отмечает куратор «Кванториума», заместитель директора и учитель информатики Ксения Васильева, теперь у школы появилось много преимуществ. Например, мобильный класс: если в кабинете могло находиться 11 – 12 стационарных компьютеров, то сейчас есть возможность каждому заниматься со своим ноутбуком. « А ещё мы можем программировать на уроках квадрокоптеры – у нас есть комплект коптеров с мобильным модулем с графическим экраном, – рассказывает она. – Занимаемся 3D-моделированием, поскольку есть 3D-принтеры. Работаем на лазерном станке. А сам «Кванториум» – большая площадка для проведения различных мероприятий». Летать охота Особый восторг вызывают у мальчишек и девчонок дополнительные занятия по основам управления беспилотными летательными аппаратами. Это направление ведёт молодой педагог дополнительного образования Егор Фролов. Егор Олегович – выпускник «Кванториума Нижний Новгород», в котором занимался, будучи школьником. Для запуска коптеров предусмотрен специальный полигон, обтянутый сеткой. «Мы изучаем управление квадроптеров, их программирование, будем изучать синхронные полёты, выполнение команд, – рассказывает Егор Фролов. – У меня занимаются ребята с 5‑го по 8‑й классы, у которых, как правило, нет опыта в управлении беспилотниками, и они с нуля начинают погружаться в их изучение. На вооружении технопарка не менее 20 коптеров, причём разных видов: для начинающих пилотов – маленькие, которые управляются с телефона, для более продвинутых ребят – большие, с контроллером. Я прошёл тот же этап освоения коптеров, как и мои ученики сейчас, поэтому хорошо понимаю, как всё воспринимается детьми. А ученики фактически получают очень востребованную профессию. Сфера применения беспилотников очень обширна – например, для доставки медицинских препаратов и проведения спасательных и картографических операций». По словам Егора Фролова, программа рассчитана на год, но по окончании годового курса обучения дети смогут продолжить изучать это направление, участвовать в региональных и всероссийских соревнованиях.