Почему невозможно копировать советскую школу
Отечественная школа на протяжении многих десятилетий служила ориентиром для развития систем образования ряда зарубежных стран. А имена таких академиков, как Щерба, Занков, Лурия, Эльконин, Сухомлинский, Скаткин, и сегодня знают во всем мире. Чему сегодня нас могут научить советские учебники и как в вузах готовят современных учителей, накануне 80-летия Российской академии образования, которое отмечается 13 октября, «Парламентской газете» рассказала президент Российской академии образования Ольга Васильева.
— Ольга Юрьевна, современная российская школа переживает множество перемен и одновременно становится все больше похожа на советскую. В программу вернулись основы начальной военной подготовки, трудовое воспитание, произведения советских классиков. Это хорошо или плохо, на ваш взгляд?
— Не думаю, что мы можем говорить о возвращении советской школы. Да, образование считается консервативной сферой, но, несмотря на это, оно должно планомерно двигаться вперед, предвосхищая грядущие вызовы. Если мы просто возьмем и под копирку перенесем советскую школу на современные реалии, к сожалению, это не даст нужных результатов. Да это и невозможно.
То, что происходит сейчас, — более тонкий и сбалансированный процесс. Мы не копируем старую школу, но берем все то лучшее, чего по стечению обстоятельств лишились в девяностые и что будет наиболее полезно и эффективно сегодня. И воспитание, и наставничество, и просвещение в современном мире получают новый импульс, потому что условия жизни другие, скорость и объем информации другие. Мы ищем новые подходы, чтобы передать те наши ценности, которые всегда транслировала советская школа.
Поэтому возвращается в школы трудовое воспитание, оно вновь становится неотъемлемой частью школьной программы. Так, как это было в советское время. При этом понятие воспитания дополняется направленностью на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. Этот опыт нам действительно необходим.
— В этом году РАО открыла электронную библиотеку советских и дореволюционных школьных учебников, куда, например, вошли «Родное слово» Ушинского 1904 года и алгебра Колмогорова 1935-го. Чему могут научить школьников старые учебники?
— Советской педагогикой накоплен огромный опыт создания школьных учебников: от подачи учебного материала, включая различные типы задач и упражнений, способов оценки усвоения пройденных тем до нормативно обусловленных полиграфических составляющих: набора текста, цвета, расположения иллюстративного материала.
Мы видим свою задачу в том, чтобы предоставить учителям, учащимся, родителям максимальный выбор положительно себя зарекомендовавших методов объяснения, усвоения, закрепления той или иной темы, того или иного раздела школьного предмета.
Наша электронная библиотека содержит не только лучшие учебники прошлого, прежде всего советского периода, но и методические материалы к ним, а также огромный массив научно-педагогической литературы за два столетия. Воспользоваться библиотекой на сайте Библиотеки имени К.Д. Ушинского РАО может любой учитель и ученик.
— В Госдуме предложили помечать дипломы, написанные с помощью искусственного интеллекта. Как вы относитесь к такой инициативе? Насколько искусственный интеллект угрожает традиционному образованию сегодня?
— Мы уже не один год говорим о том, что в условиях цифровизации всех сфер нашей жизни роль учителя, безусловно, меняется. Но нравственная составляющая образования всегда остается главной. Только учитель учит наших детей учиться. Учитель помогает выбирать достоверные источники информации.
Если какие-то технологические новшества смогут сделать жизнь наших учителей лучше, например, уменьшить количество бумажной работы, то их, конечно, стоит апробировать, дать педагогам самим с ними познакомиться. Но нельзя забывать о том, что у нас есть СанПиНы, регламентирующие использование цифровых устройств в процессе обучения, и выходить за их рамки не стоит даже ради самой лучшей развивающей программы, здоровье наших детей важнее.
Однако мое мнение однозначно: ни одна технология никогда не заменит исследователя, наделенного творческим и аналитическим мышлением, но вместе с тем она может стать хорошим инструментом в его руках.
— В этом году Российская академия образования отмечает 80-летие. Для чего создали эту организацию в годы Великой Отечественной войны?
— Российская академия образования — одна из четырех государственных академий наук нашей страны, правопреемница Академии педагогических наук РСФСР/СССР. Она создана в октябре 1943 года, уже после Сталинграда и Курска, когда стратегическая инициатива перешла в руки советского командования. Тогда перед страной стояла важнейшая задача восстановления экономики, народного хозяйства, подготовки специалистов высшей квалификации, разработки новых научных подходов к повышению качества школьного образования.
Для решения этих задач Владимир Петрович Потемкин, первый президент Академии и народный комиссар просвещения РСФСР, талантливый дипломат и просветитель, собрал вокруг себя известных ученых. А первыми членами-корреспондентами стали в том числе представители «Большой академии», АН СССР, нынешней РАН. Это были не только педагоги, но и филологи, психологи, физиологи.
Одной из главных задач академии, согласно ее первому уставу, было «содействие развитию народного образования в стране и распространение педагогических знаний в народе». Академия стала стратегическим исследовательским центром. В ее стенах создавались предметные методики, ставшие поистине золотым фондом отечественной школы. Это обеспечило стране прорыв в критически важных технологических отраслях.
Отечественная школа на протяжении многих десятилетий служила ориентиром и для развития ряда зарубежных систем образования. А имена многих академиков, таких как Щерба, Занков, Лурия, Эльконин, Сухомлинский, Скаткин, и сегодня знают во всем мире.
— Как изменились приоритеты работы академиков с тех пор? Какие проблемы вам приходится решать сегодня?
— Мы гордимся наследием выдающихся академиков, не только сохраняем лучшие традиции, но и смотрим в будущее. Перед образованием стоит сложная задача — гибко и эффективно реагировать на возникающие вызовы. В этих условиях одним из ключевых векторов государственной политики становится наращивание интеллектуального потенциала страны.
Мы хотим, чтобы исследования по педагогике и психологии были действительно полезны системе образования. Наша цель — чтобы наука служила детству, так же как это было 80 лет назад, когда она создавалась нашими великими предшественниками.
Обращаясь к накопленному ими опыту, результатам фундаментальных исследований, мы создаем актуальные для сегодняшнего дня разработки. Например, в Год педагога и наставника учеными РАО создана Концепция развития наставничества в России. Изначально этот документ должен был затрагивать вопросы наставничества только в сфере образования, но, когда началась работа, мы увидели, что разрабатываемые принципы применимы для всех отраслей. В Концепции определены цели и миссия наставника, механизм осуществления наставничества и его формы. Например, мы говорим о реверсивной форме, когда молодые специалисты обучают своих старших коллег работе с новыми цифровыми технологиями.
О чем еще важно сказать? Мы возрождаем подготовку научно-педагогических кадров в стенах РАО, аспирантов и докторантов, следуя миссии, определенной академией еще в далеком 1943 году. И буквально несколько недель назад произошло еще одно важное событие. На юбилейном заседании Международной ассоциации академий наук (МААН), посвященном ее 30-летию, Российская академия образования стала полноправным членом ассоциации. На площадке РАО 14 ноября 2023 года состоится первое заседание научного совета, на котором мы обсудим повышение качества научных исследований в сфере наук об образовании.
— В Год педагога и наставника РАО проводит исследование «Портрет студента — будущего педагога». Есть ли уже первые результаты? Кто он — будущий учитель?
— Сотрудниками Центра развития образования нашей академии проведено масштабное исследование, участниками которого стали более 3800 студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата и магистратуры на педагогических специальностях и направлениях подготовки.
Пока у нас есть предварительный анализ по одному, очень типичному для нашей страны вузу. Анализ показал, что среди ключевых ожиданий от обучения в вузе подавляющее большинство студентов (89,6 процента) указывает на «качественную профессиональную подготовку». При этом более половины (65,3 процента) фиксируют также позицию, связанную с «возможностью развития своих способностей», а практически каждый второй из опрошенных (45,9 процента) отмечает, что ожидает в процессе обучения обзавестись «профессиональными связями и контактами». Таким образом, каждый второй студент рассматривает свое обучение в вузе не только как процесс погружения в академическую среду, но и возлагает надежды на то, что вуз поможет с дальнейшим профессиональным развитием.
Согласно данным исследования, каждый пятый студент (20,4 процента) имеет постоянную работу по будущей специальности, а каждый восьмой (12,5 процента) подрабатывает в рамках профессиональной деятельности по получаемой специальности.
Наша работа в этом направлении еще не завершена. Полные результаты этого масштабного исследования мы планируем увидеть в конце Года педагога и наставника.
— В рамках совместного проекта РАО и «Парламентской газеты» «Образование: право возможностей» мы получаем большое количество вопросов от учителей. Какие права учителей, на ваш взгляд, нужно закрепить в нормативных актах?
— Наш просветительский проект помогает педагогам, родителям и учащимся лучше ориентироваться в правовых вопросах, найти выход из разных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в жизни. Мы хотим защитить учителей, дать им простые и понятные разъяснения по тем сложным ситуациям, которые возникают во время их педагогической деятельности.
Например, очень много отзывов мы получили, когда опубликовали юридическое разъяснение о том, что проведение видеосъемки и аудиозаписи без согласия педагога с целью размещения записей с ним в сети Интернет является неправомерным. Еще пример: в нерабочие периоды педагог вправе не отвечать на звонки родителей, не обязан быть на связи 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Но многие мамы и папы почему-то об этом забывают. Мы напомнили, что родители должны относиться с пониманием и уважением к учителю, его личному времени и личному пространству. И мы, и редакция готовы продолжать этот проект, стартовавший в Год педагога и наставника, и в следующем году.
Школа — это большой социальный институт, с которым так или иначе связана жизнь каждого человека. И ситуации жизненные тоже могут быть разные. Исходя из моего опыта, могу сказать, что, вероятно, пришло время специального закона о статусе учителя.