Что написано пером: Рассказываем об уникальной коллекции Вадима Вольфсона

Вадим Вольфсон - директор Московского музея просвещения, коллекционер, реставратор книг, книгоиздатель, член Российского книжного союза и Московского союза художников. Его частный музей существует 30 лет, в нем представлена огромная экспозиция самых разнообразных предметов, связанных с образованием.

Что написано пером: Рассказываем об уникальной коллекции Вадима Вольфсона
© Российская Газета

- Я приговорил себя к поиску и подбору всего, что связано с обучением, школой, образованием, а это в свою очередь привело к собирательству русских учебников, школьных тетрадей, дневников, пособий и различных предметов быта учащихся гимназий, школ и семинарий, - рассказывает Вадим Владимирович. - Никогда в своей жизни не знал я о существовании такого количества интереснейших артефактов и не видел столь много разнообразных, удивительно любопытных учебников и пособий для детей!

Вот лишь несколько из них.

Аттестаты, свидетельства, похвальные листы. Эти и другие документы сопровождают по жизни каждого человека. Это некие мерила его успехов, принадлежность к тем или иным образовательным заведениям, радостные и не очень воспоминания о победах, безликой статистике, иных проявлениях активности в ранние школьные или институтские годы обучения. Все на свете рано или поздно приходит в упадок. Автомобили становятся неремонтопригодными, айфоны теряют былой стиль и эстетику, искусство зачастую выглядит пошлым. Вот и аттестаты, грамоты и похвальные листы детям в школах выдают совершенно ужасные, некрасивые, безвкусные и чудовищные по своей художественности. А ведь было и по-другому.

Мастерице дамско-модного ремесла Марии Иустиновне Гейнсдорф выдано свидетельство, что ей разрешается заниматься своим ремеслом и содержать мастерскую. И что она в 1913 году удостоена звания мастерицы. Размер листа - 47х59 см! Конечно, такой красоты свидетельство, отпечатанное золотом, с портретом государя, девица Гейнсдорф с огромным удовольствием повесила на самое видное место, заказав самую красивую раму в самой модной багетной мастерской. А похвальный лист ученицы 4 класса Новоторжской женской гимназии Софии Хускивадзе 1915 года размером 44,5х56 см - это феерия, это торжество и гордость за людей, которые делали это. А вот прелесть что такое! Аттестат, выданный Аарону Абрамовичу Фуксу иудейского вероисповедания, об окончании Херсонского реального училища в 1885 году. Размер 47х53 см. Обратите внимание, что в графе "Закон Божий" стоит элегантный пропуск. А как изящно исполнен сам аттестат! Не может не радовать искуснейшим образом выполненная подпись Шацкого уездного предводителя дворянства на похвальном листе размером 34х44 см, выданном девице Дунаевой Александре за благонравие и отличные успехи в 1903 году. Каков эстет! Как владел пером! А сейчас… на плохом принтере… Никто это хранить, а тем более собирать не станет.

Свидетельство Марии Гейнсдорф о разрешении заниматься ремеслом и содержать мастерскую. Харьков, 1913 год. Фото: muzeiknigi.ru

Давайте полюбуемся редкими русскими и советскими школьными тетрадями, в которых писали наши дедушки и бабушки. Вот на этом нашем замечательном сайте и изысканные дореволюционные тетради, тетради с портретами советских вождей, поэтов и писателей, летчиков и политических деятелей, редкие тетради с портретом Троцкого, Рыкова, Ленина, Сталина. Запрещенные школьные тетради, знаменитые сытинские тетради, тетради "Мюръ и Мерилизъ", серия тетрадей к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина. Редчайшие тетради войны 1941-1945 годов. В клеточку и в линеечку, с цветными обложками, рисунками известных художников. Тетради разных размеров, типов, изготовленные различными фабриками Российской империи и Советского Союза. Агитационные, пионерские, комсомольские, а также посвященные различным историческим событиям и памятным датам. Тетради, на задних обложках которых можно ознакомиться не только с привычной таблицей умножения, но и с русскими мерами длины, веса, кубическими мерами, мерами линейными. Можно было выучить "Интернационал", обычаи юных пионеров и даже стихи Пушкина.

Но я, как коллекционер, много лет задавал себе вопрос, а почему, собственно, мне никогда не встречались тетради с портретами русских императоров? Мне просто не везет? Это невероятная редкость? Их не делали? Было не принято? Почему? И вот он настал! Тот самый день, когда мое любопытство было удовлетворено! Были такие тетради! Перед вами тетрадь с портретом царя-освободителя Александра II, изготовленная типолитографией т-ва И.Д. Сытина в Москве. Размер тетрадки, как и линовка, тоже очень редкие - 110х170 мм. Использовалась в учебных заведениях и войсковых школах.

Тетрадь с портретом царя Александра II, изготовленная типолитографией т-ва И. Д. Сытина в Москве. Фото: muzeiknigi.ru

Перебирая сокровища музея, я уселся читать тетрадку 1915 года с рассказами 10-летнего мальчика А. Георгиади. Первая мировая потрясает мир. В результате прекратили свое существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Предлагаю почитать его рассказ "Приемный сын".

"В доме маленькой Ниночки очень много больших и маленьких комнат, ее детская наполнена различными игрушками, но Ниночка теперь их забросила. Ведь у нее теперь есть настоящий сын, он на фронте, и она его ни разу не видела. На днях мама сказала ей, что теперь многие семьи выбирают на фронте сына-солдата и заботятся о нем, посылают ему подарки, и предложила Ниночке иметь такого сына, на что она с радостью согласилась. Она теперь все время проводила за работой, вязала на фронт своему сыну перчатки, шарф и др. вещи. За работой она думала о нем. Какой он большой, с усами и бородой, или молоденький. Ниночке очень нравилось, что он писал ей "милая мамаша". Но от него долго не было писем, и Ниночка решила написать ему "что значит его молчание". И вот когда Ниночка с мамой писала, вдруг раздался звонок, но Ниночка обернулась только тогда, когда услышала голос за спиной: "Честь имею явиться, Ваш приемный сын" - говорит, улыбаясь, солдат с длинными усами, мама, смеясь, смотрела на Ниночку, а она с недоумением смотрела то на маму, то на солдата. Солдат, не переставая улыбаться, спросил ее ласково: "Это Вы моя мамаша"? "Да" - ответила Ниночка и подала ему руку, он с почтеньем ее поцеловал. Мама пригласила его пить чай, и скоро все втроем сидели в столовой за чаем. Солдат сначала стеснялся в большом доме, но Ниночка взобралась к нему на колени и он, позабыв свою застенчивость, весело болтал со своей "мамашей".

Ребенку 10 лет, на дворе 1915 год, Россия. Вся тетрадь исписана рассказами, сказками и очень непростыми философскими измышлениями, типа: "Я помню себя еще кусочком бумаги, меня взяли, вырезали мне бока и я стал конвертом"… Потрясающе написано! Бережно храню в музее.

Тетрадка 1915 года с рассказами десятилетнего мальчика А. Георгиади. "Приемный сын". Фото: muzeiknigi.ru

В дореволюционных гимназиях учителя имели обыкновение по итогам года составлять на каждого ученика или ученицу краткую характеристику успеваемости. Это делалось как для самих преподавателей, дабы наблюдать за успехами или "скатыванием" подопечных, так и для учащихся, чтобы знали, что про них думает учитель. Ну и, конечно, для родителей. Чаще всего встречалась вот такая форма: двойной лист в линейку, на первой странице имя ученика, а на последней похвала или замечания, а иногда и то, и другое. Почитаем.

"Вере Жекулиной. По арифметике считает и задачи делает очень хорошо. В чтении сделала большой успех. Передает прочитанное очень хорошо. Пишет медленно, ошибок в диктовке не делает. Домашние работы исполняет всегда с большим старанием. Ведет себя отлично". А вот про мальчишку: "Коле Бресевскому. По арифметике сделал большой успех. Считает хорошо. Задачи решает не всегда верно, но относится с большим интересом. В чтении тоже сделал успех. С передачей прочитанного иногда затрудняется. Объяснения усваивает лучше, чем в начале занятий. По диктовке делает успехи. Ведет себя хорошо". А вот снова девица - Тина Шепелович. "По арифметике очень отстала. Задачки решает плоховато. Читает хорошо, пересказывает прочитанное отлично. Пишет грязновато. Ошибок в диктовке делает очень мало. Объяснения усваивает хорошо. Ведет себя отлично". Сколько теплоты, сколько участия и настоящего желания помочь деткам в учебе. И, конечно, в ответ на такое отношение ученики стараются учиться по мере сил и способностей. В музее хранятся дореволюционные письма и записки от учеников учителям, наполненные истинной благодарностью и уважением за очень нелегкий, очень ответственный труд преподавателей.

Краткая характеристика успеваемости Веры Жекулиной. Фото: muzeiknigi.ru

В октябре 1918 года утверждено положение "О единой трудовой школе РСФСР", которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке - по желанию. Как говорил Владимир Ленин - "нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства". Гениально! В 1925-1926 годы расходы на просвещение составляли 12,36% от государственного бюджета.

Перед вами тетрадь по естествоведению ученика 6 класса второй ступени советской трудовой школы Крюкова Владимира за 1926-1927 учебный год. Обложка - смотрел бы не отрываясь! Тетрадь - всем тетрадям тетрадь, не чета нынешним. И тебе мавзолей, и электрификация всей страны, и хорошие шрифтовые решения, и довольно приличная бумага. Открываем. Прекрасные рисунки! Прекрасный преподаватель! Умница, Вовка Крюков! Рисунки пером, старался держать шрифт, червяка нарисовал чудесного, паук, как живой! Детки страны Советов в 1926 году имели возможность рассматривать под микроскопами пауков, жуков всяческих, мух, и легко могли нарисовать ногу того паука, крыло той мухи, усик того таракана.

Тетрадь по естествоведению ученика 6 класса второй ступени Советской трудовой школы Крюкова Владимира за 1926-1927 учебный год. Фото: muzeiknigi.ru

Любое изображение Ленина откликается в моем сердце целым сонмом чувств. Все мое детство и юность прошли под ритмы советских песен, с именем Ленина, с красными знаменами, пионерскими галстуками и комсомольскими стройотрядами. Отец был коммунистом, я его очень любил, и он был жив… Это было прекрасное время, и в нем незримо каждый день присутствовал Ленин. Портреты в школах, бюсты в домах культуры, памятники на площадях всех городов, бесконечные улицы Ленина, площади Ильича, ордена Ленина, открытки, марки и значки. Чего стоили красные червонцы с портретом Ленина, металлические рубли с его барельефами. Он был везде: на грамотах, на удостоверениях, на вымпелах, в газетах, кино, по радио, в музыке, в литературе и поэзии. Казалось, что все его изображения мне известны и сидят в моем мозгу прочно и неистребимо. Но когда я увидел вот это, я готов был, с одной стороны, рвать и метать, с другой стороны, это очень меня рассмешило. Ну как так, кто допустил, кто просмотрел: что за композиция - странный трилистник вместо пятиконечной звезды с портретом вождя, зловещий черный ус, влезающий на свиток слева, он же, по-видимому, серп, о чем можно догадаться лишь увидев справа черный молот. Что за чудовищная надпись - "Ликвидация неграмотности - лучший венок на могилу Ильича"? А этот сумасшедший слоган: "Малограмотные часто забывают грамоту - надо утвердиться в чтении и письме". Это какой-то бред! Кто все это писал? Председатель поверочной комиссии? Члены? Швондер? Кстати, слово "ликпункт", который окончила девица - предъявитель сего удостоверения, вряд ли кто-то из вас знает, а это пункт ликвидации неграмотности - забытое, к счастью, слово. В общем, я, конечно, посмеялся, но в душе моей советской осадочек остался.

Чего стоили красные червонцы с портретом Ленина, металлические рубли с его барельефами, он был везде, на грамотах, на удостоверениях, на вымпелах, в газетах, кино, по радио, в музыке, в литературе и поэзии. Казалось, что все его изображения мне известны и сидят в моем мозгу прочно и неистребимо. Фото: muzeiknigi.ru

Держу в руках удивительный документ. Об очень многом расскажет он, лишь только попадет в руки пытливому собирателю, коллекционеру, музейному "жуку", или простому обывателю. "Единый билет школьника" пользуется правом входа через переднюю площадку вагона трамвая, 1933 год. Ознакомившись с учебным распорядком и общественной работой, стал я читать про быт и досуг детей-школьников в 1933 году. И что же? "Свести нагрузку ребят домашней работой до минимума, проведя разъяснительную работу с родителями и разгружая школьников в школе и в пионерской организации в соответствии с нагрузкой дома. Школа должна вести борьбу с извращениями, имеющимися в домашней нагрузке детей. В выходные дни категорически воспрещаются какие-либо занятия, собрания, заседания, посещение мероприятий и музеев учащимся всех групп школы семилеток. Рекомендуется в выходные дни устраивать лишь прогулки и различные виды спорта (катания на санях, коньках, лыжах)".

"Единый билет школьника", 1933 год. Фото: muzeiknigi.ru

С некоторых пор стал собирать фотографии - начиная с дореволюционных - где попадаются удивительные образы детишек, разодетых в различные наряды, и до ранних советов, где странные лица и порой нелепые одежды. "Дорогу воде и мылу", "Долой душные подвалы", "Ленин - друг детей", "Свободе мы песни поем", "Помогите беспризорным детям", "Ни одного ребенка без крова". Подписываюсь под каждым лозунгом!

"Долой душные подвалы", "Ленин друг детей", "Свободе мы песни поем", "Помогите беспризорным детям», "Ни одного ребенка без крова". Фото: muzeiknigi.ru

На обложках школьных тетрадей Советского Союза часто можно было увидеть отражение побед нашей бывшей страны под названием СССР. Перед вами тетрадь 1937 года и знаменитый первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США, совершенный Чкаловым, Байдуковым и Беляковым. Эти три легендарных летчика 18 июня 1937 года на самолете АНТ-25 покинули Щелковский аэродром и взяли курс на Северный полюс, а 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени самолет совершил посадку в Ванкувере. Они летели 63 с половиной часа, 10 тысяч километров, из них почти 6 тысяч - над водой и льдами. До Сан-Франциско долететь не получилось - в баках кончалось топливо. В США наши летчики тут же стали звездами первой величины, их в Вашингтоне принимал президент Рузвельт.

Про этот полет я знаю и могу рассказать детям. Могу рассказать про Ленина, про Сталина, про Троцкого и Бухарина. Про Гоголя, который тоже был на обложках тетрадей, про Маяковского, даже про Карла Маркса могу... Что дети видят и знают сейчас? Чеховы повывелись, Толстые и Пушкины отсутствуют, знания заменяет интернет. Вся их жизнь, это CMYK - Cyan, Magenta, Yellow, Key или Black. Четыре краски. Из них для детей состоит современный мир. Многие из них даже не предполагают наличие всей гаммы цветов, точнее они их не различают - типа, а зачем. Откуда возьмутся Лермонтовы? Как появятся Булгаковы? Дети пишут с ужасными ошибками, не знают Бродского и Мандельштама. Не понимают Шагала. Не хотят помнить своих дедушек и бабушек, свои корни. Для многих современных детей не существуют нюансы, полутона, тонкости, чувство такта и ритма во всем.

Беспосадочный перелет, 1937. Фото: muzeiknigi.ru

1942-й год… Ужасный год. Сколько русских солдат погибали каждый день, каждый час, сколько детей оставалось без отцов… А дети брали лист бумаги, перо и чернила и настойчиво, уверенно, законно писали письма на фронт своим отцам, рассказывая им про свою жизнь несколькими наивными, трогательными предложениями, нисколько не сомневаясь, что отец жив и бьет и победа будет за нами. В музее есть раздел, который у меня на особом счету… Письма на фронт и с фронта, среди них особо дороги и трепетны письма детей своим любимым папкам.

Письмо на фронт, 1942. Фото: muzeiknigi.ru

А еще были дети, которые во время войны ходили в школу. Были учителя, на которых была возложена непростая задача - учить детей, у которых отцы бьют врага, погибают, пропадают без вести, становятся инвалидами, попадают в плен, в лагеря… Я не знаю, как бы я учился, доведись мне жить в то время. Какие таблицы Брадиса лезли бы мне в голову, какие синусы, какая география, какие стихи?

Дневник ученицы 7 класса "В" 32 школы города Новосибирска, 1942-1943 учебный год. Девочка из эвакуированных. Отец на фронте. Окончила 7 класс на одни пятерки! Видно, что выдержала пять экзаменов и все на отлично. Девица Степанова не посрамила отца! Школьных дневников войны сохранилось очень мало. Внимательно рассмотрев и изучив этот документ, я поразился весьма и весьма насыщенной программе обучения. Конечно же, сразу видно, что в 1942 году Наркомпрос РСФСР довел до сведения школ и учителей новый учебный план, в котором патриотическая направленность была усилена. На уроках литературы изучали подвиги русских былинных богатырей, биографию и деяния М.И. Кутузова. Классный час - политинформация. Биография доброго, смелого, жизнерадостного 16-ти летнего офицера Гринева из "Капитанской дочки". По физике - сплавы. Ну и, конечно, новый предмет, появившийся в школах в 1942 году - "Военное дело". В этом дневнике мы впервые видим его в среду, 15 декабря. После "Нового года", а каникулы были до 6 января, "Военное дело" добавилось еще и в пятницу - два раза в неделю. Девочка изучала винтовку, военно-воздушные силы, занималась строевой подготовкой. Класс был поделен на 3 взвода. Она относилась к "Взводу III". Задание - малокалиберная винтовка. Признаться честно, не ожидал такого серьезного черчения в 7 классе. Девчонка просто молодец! По физике она изучала телеграф Морзе, а на уроке "Конституция" - тему "Женщины в отечественной войне и право на образование". Вот так. Смотрите, листайте, узнавайте, удивляйтесь, помните…

Дневник ученицы 7 класса "В" 32 школы г. Новосибирска за 1942-1943 учебный год. Фото: muzeiknigi.ru

А эта книжка-памятка была напечатана 28 мая 1945 года для того, чтобы пользовались ей в 1946 году. Полистаем?

Книжка-памятка, напечатанная 28 мая 1945 года. Фото: muzeiknigi.ru

Примечательны документы, номера которых предлагалось вписать в книжечку для памяти, особенно порадовал меня библиотечный абонемент. Далее идут номера телефонов, которые были вбиты в головы всех советских людей, и я, буквально, смахнул слезу, вспомнив "Справочная - 09". В перечне городских вокзалов все те же девять, но Ржевский вокзал как раз-таки в 1946 году переименуют в Рижский. Среди театров бросается в глаза ГОСЕТ - Московский еврейский театр, что находился на Малой Бронной, 2, и был изначально ГОСЕКТ, затем повышен в ранге до ГОСЕТа, где "К" означала камерный. В 1949 году театр был закрыт из-за антиеврейских репрессий со стороны властей. С этим театром связаны имена Михоэлса, Фалька, Тышлера, Шагала. Далее 6 страничек "Памятка займодержателя", т.е. кто кому и сколько был должен… Умно. После этого следует телефонный алфавит, затем листов 15 для заметок, и, наконец, календарь на 1946 год. Тут мы видим 11 праздничных выходных дней.

Эта красная книжечка с самолетиком, величиной 70х110 мм, в точности повторяющая размер корочки комсомольского билета, еще раз напомнит вам о совершенно недавних, но для многих почти забытых событиях из истории нашей Родины. Берегите ее, историю!

Все дети были советские, а значит свои, родненькие. Шел, хромая, 1946 год. Наступило послевоенное время. Моя уставшая, но победившая лютого врага страна наводила порядок в своих городах, старательно причесывала тракторами пшеничные поля, прибиралась в поломанных лесах, поселках и деревнях, открывала восстановленные фабрики и заводы, в 1947 году отменяла карточки, вела тощих, но повзрослевших детей в отремонтированные школы. Многие дети в годы войны голодали, болели туберкулезом, продовольствия не хватало. Слабеньких отправляли в специальные санатории, где кроме лечения, усиленного питания, им давали образование - учили писать, читать, считать. Когда не хватало учителей, а их не хватало всегда, это делали сами врачи.

После войны учителя поднимались и ехали по санаториям учить больных детей, чтобы те не чувствовали себя брошенными и забытыми. В моем музее хранятся драгоценные письма московских детей 1946-1947 годов в детский туберкулезный санаторий имени XIV-летия Октября во Внуково. Это письма детей, переживших войну и отправленных заботливой родиной поправить свое нужное для страны здоровье. Детские почерка, аккуратненькие треуголочки, свернутые на военный манер, наполняют эти письма теплом, настоящей любовью и неподдельной благодарностью. Время было тяжелейшее, болезни ужасные, а люди - не в пример, добрее, мягче, учителя мудрее, врачи отзывчивей и благородней.

Письма московских детей 1946-1947 годов в детский туберкулезный санаторий имени XIV-летия Октября во Внуково. Фото: muzeiknigi.ru

То ли потому, что безвозвратно ушло время бумажных писем и чернильных ручек, то ли потому, что давно уж нет на свете моих бабушек и дедушек, становится невероятно тепло и немного грустно, а весь современный московский дребезг и суета отходят на совершенно другой план, когда берешь в руки тетрадный лист и читаешь письмо мальчишки, которое он пишет в 1947 году своим бабушке и дедушке. Смотришь на этот детский почерк и всем организмом чувствуешь это прилежание и волнение, с которым совершенно неизвестный мне, но почему-то очень близкий Юра, рассказывает им, что все в порядке, что какой-то странный Кифер уехал с дачи насовсем, что начинает поспевать малина, про камыши, про птенцов в лесу, а еще спасибо деду за ракушки и цветы, и что он, этот неведомый Юрка, пацан из 1947 года, крепко целует своих стариков… Один тетрадный лист, а сколько эмоций, сколько теплоты, сколько воспоминаний и разбуженных чувств… Ну хорошо, я это собираю, вожусь с этими письмами и листочками, тетрадками и дневниками, читаю, люблю, и сам пишу, иногда, письма на бумаге, чернилами с кляксами и без, а что останется после вас? СМСки? Яндекс почта? Что будут читать ваши дети, внуки, как они будут помнить вас?

Письмо мальчишки, которое он пишет в 1947 году своим бабушке и дедушке. Фото: muzeiknigi.ru

Казаков Виктор Сергеевич. Про этого человека все написано в интернете. Про то, что в 1941-м ему шел 16-й год, что в 1943-м - призвали в армию, про 2-й Украинский фронт, про 2-й Белорусский. Снайпер, полный кавалер ордена Славы. В газете за 1970 год нашел про него заметку, скромный дядька был, не любил говорить о себе, все больше о фронтовых друзьях. На его счету сотня фашистских гадов и 11 языков живьем! Трижды ранен. В последний раз в бою за крепость Мариенбург (Мальборк) на севере Польши. Раны оказались тяжелыми, 16 операций, инвалид 2-й группы, ему было всего 19 лет! Именно там, под Мальборком,16 января 1944 года, был убит его командир Аббасов А.М. Заменив выбывшего из строя комвзвода, он лично уничтожил 9 фашистов и 8 взял в плен. Демобилизовавшись, Виктор Сергеевич сдал экзамен за 10 класс и поступил в Московский юридический институт. Он умер в апреле 1995 года. Да, про этого замечательного человека можно и нужно почитать в интернете, но я о другом… Эти документы были найдены на помойке. Его присяга 1943 года, парень хранил ее, пронес через всю войну. Штатно-должностной список, смотреть на который без слез и содрогания невозможно. Прочтите внимательно! И вот, в 2020 году у кого-то поднялась рука взять эти бесценные бумаги и выбросить на помойку. Я не понимаю… Простите, Виктор Сергеевич… Теперь я в своем музее буду бережно хранить Ваши, видимо только для очень немногих действительно бесценные документы. Вечная память героям!

Присяга Виктора Сергеевича Казакова, 1943 год. Фото: muzeiknigi.ru