Почему в Дагестане дети ходят в школу шесть километров пешком по краю обрыва

В редакцию "РГ" обратились жители высокогорного села Заната в Дагестане. Они рассказали, что каждый день дети вынуждены пешком ходить в школу в соседнее село Батлух. Это шесть километров в одну сторону и столько же обратно. Школьный автобус есть, но его запретили использовать для перевозки из-за опасного состояния дороги. Корреспондент "РГ" отправился в горный аул, чтобы cамому проделать путь обычного сельского школьника и разобраться, в чем же проблема.

Почему в Дагестане дети ходят в школу шесть километров пешком по краю обрыва
© Российская Газета

Дорога из Махачкалы в райцентр Хебда заняла около 3,5 часа. Оттуда в село Заната - путь тяжелый. "Семерка" местного жителя Гаджи подпрыгивает на ухабах, в метре от обочины - огромная пропасть. Так что десять километров растягиваются в аттракцион с риском для жизни. В селе около 40 домохозяйств. Жители заняты в основном сельским хозяйством. Живут дружно и сплоченно. Здесь есть только начальная школа, поэтому старшеклассников для учебы определили в школу ближайшего села Батлух. Их всего семеро - пять мальчиков и две девочки. И теперь они каждый день идут пешком все шесть километров. Самый младший вынужден возвращаться домой только на выходные. Ему тяжело каждый день проходить туда и обратно 12 километров, поэтому он остается в селе Батлух у бабушки.

Подъем ранний: около шести утра. Быстрый завтрак горским чуреком с сыром, чай - и в путь. Иду вместе с детьми по той самой дороге. В небе парят орлы. С погодой повезло - лучи солнца разрезают огромные горные вершины пополам. Но школьникам любоваться красотами некогда, надо успеть к первому уроку. Дорога, петляя между скал, занимает около часа. На одном из поворотов кроссовки скользят по мокрому от росы сланцу, и я чуть не скатываюсь в обрыв. Дети объясняют, что тут из-за высоких гор солнце не попадает, и бывает очень скользко. Поэтому лучше держаться ближе к скалам.

Как же тут пробираться осенью и зимой, когда идут дожди и выпадает снег? На вопрос: тяжело ли каждый день проходить такое расстояние, школьники отвечают: "Зачем жаловаться?" "Я так хожу уже пять лет. Вначале было тяжело, сейчас привык", - говорит десятиклассник Магомед. Он - самый старший среди "марафонцев". Поэтому на время похода в школу для остальных - непререкаемый авторитет. "На мне лежит ответственность за младших, я должен проследить, чтобы с ними ничего не случилось", - говорит школьник. Шестиклассница Айшат впервые говорит с журналистом. Хрупкой девчушке наравне с мальчиками приходится каждый день проходить 12 километров. "Привыкла, идти не тяжело, но все равно устаю", - говорит девочка.

Но большое расстояние или даже дождь - это не самое страшное. В пути попадаются дикие собаки, шакалы, гиены, кабаны. Когда зимой дети идут в школу - еще темно, и родители переживают, что звери могут напасть на них. У моего проводника Гаджи сын тоже вместе со всеми ходит пешком в школу в соседнее село. "Дети уходят, а у нас душа болит. Вот недавно увидели свежие следы шакалов. Скоро зима, и звери могут в поисках пропитания выходить на дорогу", - вздыхает Гаджи.

Путь из села в школу начинается от этой высокой горы. Чтобы успеть на уроки, дети встают в 6 утра. Фото: Тимур Алиев

Возить ребят должен был школьный автобус, и его даже выделили в 2019 году. Но надзорные органы, узнав, в каком состоянии дорога, запретили поездки. Как пояснил директор школы Абдулхамил Омаров, в ГИБДД обосновали запрет несоответствием дороги нормам безопасности - отсутствием перил на мостах, "карманов" для машин. "В инспекции меня под роспись ознакомили с документом, запрещающим использовать школьный автобус на этом участке. Каждый год этот запрет продлевают".

Селяне уже несколько лет безуспешно обращаются на имя главы Дагестана, в прокуратуру, минтранс региона с просьбой обеспечить безопасную перевозку детей в школу. Ведь нужно всего-то отремонтировать участок длиной в шесть километров.

В администрации Шамильского района разводят руками - денег в местном бюджете на ремонт дороги нет. Даже если бы они и были, тратить их на эти цели по закону нельзя - участок дороги между селами находится на балансе республики и обслуживается "Дагестанавтодором".

Как пояснили в районной администрации, они обратились в минтранс республики, чтобы специалисты на месте оценили состояние автодороги и предложили меры по ее ремонту. Чиновники пока занимаются лишь отписками. В минтрансе региона рассказали, что "вопрос обустройства дороги с установкой ограждений на опасных участках и разработка проектно-сметной документации на ремонт будет рассмотрен в 2024 году при формировании госпрограммы на 2024-2030 годы". В переводе с канцелярского языка - в следующем году только посмотрим, что можно сделать.

Школьный автобус есть, но его запретили использовать для перевозки детей из-за опасного состояния дороги

Возвращаюсь с гор в Махачкалу. Республиканская трасса в хорошем состоянии. На дороге много микроавтобусов с туристами. Вблизи от реки замечаю большую частную гостиницу с развлекательным комплексом. К ней от автотрассы ведет отдельная дорога длиной несколько сот метров. Тяжелая техника расчищает проезд. Выходит, для привлечения туристов деньги на строительство и ремонт дорог находятся.

А тем временем дети и их родители из села Заната с тревогой ждут прогноза погоды. Уже скоро дожди, а затем и снег. Им, как и прежде, придется идти тернистым путем за знаниями злополучные шесть километров.