Любовь к Родине – это теорема, которую необходимо доказывать каждый день
Вниманию наших читателей мы предлагаем интервью с президентом Инновационного центра развития и воспитания детей и молодежи – Екатериной Аверкиевой, в передаче сетевого издания «World Russia. Евразийский вектор». Ведущий передачи, главный редактор сетевого издания «World Russia» Дмитрий Захаров. В интервью Екатерина Аверкиева, рассказала о проведении VII Всероссийского конкурса «Гимн России понятными словами», официальным информационным партнером которого выступает Медиахолдинг «Вести Подмосковья».
- Добрый день, друзья! Сегодня мы поговорим о гимне, о таком важном символе нашей страны с президентом Инновационного центра развития и воспитания детей и молодежи – Екатериной Аверкиевой. Екатерина, здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Мы встречаемся в нашей студии уже второй раз, и мы сейчас поговорим о вашем конкурсе, который один из самых важных в нашей стране. Сам конкурс проводится уже семь раз, что нового будет в этом сезоне?
- Конкурс называется: «Гимн России понятными словами». Что будет нового, во-первых, у нас сейчас идет Год педагога и наставника, поэтому в этом конкурсе у нас введена специальная номинация – это «Видеоурок «Гимн России понятными словами»». Она предназначена для старшеклассников и студентов, они могут сделать целый видеоурок, в котором они разберут не одно слово гимна России, а объяснят детишкам целый куплет или припев. Они могут собрать целый класс, группу детей, могут своему брату урок провести. Можно сделать онлайн урок. Здесь уже для творчества никаких границ нет. Но на что я бы хотела обратить внимание, что не должно быть ничего особо нового. Мы не хотим, чтобы у нас сильно что-то менялось, потому что этот конкурс работает, в его основу положена модель, которая была разработана на основе научных знаний, это из нескольких областей науки: педагогики, психологии, политологии, социологии, теории коммуникации, теории управления, данные из этих наук заложены в этот конкурс, и уже семь лет он работает и дает очень хорошие результаты. Поэтому, если честно, мы не стремимся к тому, чтобы что-то менять. Вот Год педагога и наставника есть, поэтому мы ввели новую номинацию «Видеоурок». Здесь еще важен такой момент - дети же растут. Вот как в школе, дети пишут сочинение на одну и ту же тему. Одни дети выросли, другие в следующем году пишут, потом следующие. То же самое здесь. Мы не ожидаем, что одни и те же дети будут участвовать в конкурсе, хотя такое бывает, и мы это приветствуем. Просто тогда дети берут разные слова, они развивают свои универсальные учебные действия, в данном случае познавательные. Они берут разные слова и делают разные работы. Но в целом, конечно же, мы предполагаем, что это разные детишки. Вот во втором классе есть урок по гимну, например, на музыке они изучают гимн. И каждый год новые детишки, мы не хотим никого упускать, воспитательный процесс должен быть непрерывным, поэтому этот конкурс проводился, проводится и будет проводиться ежегодно.
- Конкурс очень сильный. Мне хочется задать этот вопрос: Гимн – это все-таки музыкальный символ, как и другие символы нашего государства. Какую смысловую нагрузку в понятийном понятии он несет?
- Знаете, а вот здесь, как раз в этом-то и суть конкурса, что мы не хотим объяснять смысл гимна. Мы хотим, чтобы каждый ребенок сам его для себя открыл, но с помощью нас – педагогов-наставников. Мы ни в коем случае не толкуем гимн, не говорим, что они должны думать и подразумевать под этими словами. Они берут слова, «Отечество», «держава», «священный», и прорабатывают их по специально разработанной методике. В результате у них возникает их собственное понимание смысла гимна России. И, на что я хотела обратить внимание, часто люди говорят: «А что, гимн непонятными словами написан, как его можно не понимать?», удивительно, что да. Когда мы только начинали этот конкурс семь лет назад, перед этим мы проводили опросы среди детей 9–16 лет. Брали слова из гимна или какие-то выражения, спрашивали, что они означают, и записывали ответы. Был удивительно ошарашивающий, в негативном смысле, результат – дети не понимают слов, вот этих простых слов, которыми написан гимн. Я сейчас приведу несколько примеров, специально взяла из тех опросов, которые мы проводили. Например, «священный», отвечает ребенок 14 лет: «священный» — это когда человек кается за свои поступки и старается быть правильным.
Или, например, «держава» — это войско по-старорусски. То есть у нас получается фраза из гимна «Россия священная – наша держава» — это войско, которое кается и старается быть правильным. То есть какой-то каламбур. Или, например, отвечает подросток 16 лет: слово «славься» — это «почитай себя». «Отечество» — это духовная составляющая человеческого мышления. Очень философски, но совершенно не передает смысл слова. Поэтому у нас получается: «Славься Отечество наше свободное» — это духовная составляющая человеческого мышления должна почитать себя. Вот какой смысл в этой фразе, что дети понимают в гимне? Или, например, отвечает ребенок 14 лет: «Братские народы» — это похожий по внешности и культуре. Хотя смысл то, наоборот, другой, что у нас народов в стране около 200 проживает, и они все разные, с разным вероисповеданием, с разной внешностью, с разной культурой и традициями. «Братский» — это другой смысл, понимаете. А не то, что они все разные. Или, например, тоже очень смешно получилось: «Мудрость народная» — это новые открытия народа в помощь науки, 13 лет ребенку.
«Предками данное» — это то, что осталось от наших предков до того, как эра была создана. Можете себе представить? То есть, получается фраза из гимна «предками данная мудрость народная» — это вот эти останки предков дали нам какую-то мудрость, которую они только что придумали, этим они помогают науке. Совсем не то, что в гимне имеется в виду. И последний пример, там их на самом деле очень много: «Грядущие» — это быстро приближающееся что-то большое, отвечает ребенок 14 лет. Это не 6 лет, это 14, понимаете. Во фразе «Широкий простор для мечты и для жизни. Грядущие нам открывают года» — это значит что-то большое, огромное, быстро приближающиеся нам открывает простор для мечты. Даже немножко как-то страшно становится. На самом деле здесь много примеров.
Суть заключается в том, что мы часто думаем, что эти слова простые, они всем понятны. А вот как видно из этого опроса, они далеко не всем понятны, причем даже не только детям. Конечно, наша целевая аудитория – это больше дети школьного возраста, поэтому, что должно происходить по задумке, которая заложена в конкурс, что когда дети прорабатывают по этимологическим, толковым словарям, справочникам значение слова и потом создают в виде работы объяснения этого слова простыми словами, то тогда они по-другому понимают гимн. Они понимают его смысл, суть, он для него раскрывается. И вот эти замечательные слова наполняются смыслом, и это что-то, что попадает в душу. Вот тут возникает настоящая любовь к Родине.
- Сразу хочу задать вопрос, который в тему того, что вы сейчас раскрыли. Посмотрите, как можно раскрыть значение слов в Гимне, то есть, для чего школьнику знать такие слова, как «достояние», «могучая воля», «Отечество»? Потому что это действительно такие понятия большие, которые надо понимать во взрослой жизни.
- Знаете, дело в том, что такое «слово»? «Слово» — это просто символ, шифр, который скрывает какое-то понятие, отражающее какое-то явление действительности, идею, предмет. И если мы этих символов не знаем, то мы не можем понять смысл, который нам пытается передать другой человек. То есть, если вы, например, китайский не знаете, вам как не объяснить по-китайски, вы ничего не поймете. Вот и мы часто думаем, что все слова всем понятны. Я как преподаватель педагогического ВУЗа, у меня студенты – это взрослые люди, но я очень часто поражаюсь, как много слов они, на самом деле, неправильно понимают. Поэтому, если ты не понимаешь, например, слово «выражение» в математике, у тебя будут проблемы в математике, ты не сможешь с этими выражениями справляться.
Если ты не понимаешь, что такое «термодинамика», ты не сможешь решать задачи по физике по термодинамике. Здесь суть заключается именно в том, чтобы дети поняли слова, и поняли гимн. И еще, на самом деле, очень бы хотелось, чтобы они полюбили работать со словарями, потому что это одно из важнейших познавательных универсальных учебных действий, работа с информацией, чтобы они научились пользоваться словарем, чтобы им это понравилось, и они перенесли это на другие предметы. Чтобы они на географии, математике, физике все термины, слова, которые встречают первый раз, смотрели в словаре. Мы уверены, что это приведет к повышению общего уровня грамотности, и, соответственно, образовательным результатам. И вот на ваш вопрос отвечу, когда ты понимаешь слова из гимна, те же самые «братские народы», «Отечество», «предками данные», «хранимые Богом», ты совсем по-другому начинаешь относиться к нашей стране.
Это подтверждается результатами исследований, после каждого конкурса мы проводим опросы детей на предмет изменения ценностных ориентаций, которые у нас в ФГОС есть по направлению воспитательной деятельности: духовно-нравственное воспитание, патриотическое, гражданское, ценности научного познания, и мы смотрим: что-то поменялось или нет, на основании самооценки. И эти результаты показывают, что в среднем порядка 96% отмечают направленность положительных изменений в этих ценностных ориентациях. Поэтому это такая работа может быть неочевидная, но как я уже сказала, в этот конкурс заложены знания из многих областей наук, это работает, если следовать нашим методическим рекомендациям, выполнять все, как мы рекомендуем сделать.
- Разговаривая про детей, у вас там ВКонтакте есть большая ветка обсуждений, на странице конкурса, и многие спрашивают: как по-новому можно раскрыть то или иное слово из гимна?
- Да, этот вопрос часто задают, пишут, что уже не знают, как объяснить это слово. Столько работ уже видели, как только не объяснили. Здесь важно понимать, самая главная наша задумка – это чтобы ребенок прошел через всю эту работу со словарями по разбору слов из гимна и понял его смысл. И настоящее чудо, ради которого мы все работаем днями и ночами, а это большая команда добровольцев и активистов, чтобы у ребенока душе что-то поменялось, он чему-то научился, что-то узнал новое, что-то открыл для себя. Может быть красоту русского языка, может быть, у него вырастет гордость за нашу страну, появится любовь к Родине. Мы работаем именно для этого, и самое большое чудо происходит во время создания конкурсной работы. Поэтому неважно, что она не новая. Пусть это будет похоже на другие работы. Главное, чтобы вы, когда создавали эту работу, чему-то научились, в вас что-то поменялось, вы открыли для себя что-то новое.
Может быть, вы стали больше общаться со своими родителями, учителями, одноклассниками, чему-то научились – вот это самое ценное. Ну, а если говорить про такие подсказки, как вы сказали, наводки, то смотрите. Действительно, каждая работа для нас ценна, мы каждую смотрим, и не один человек. Но как можно выделиться, слово ты, действительно, по-новому не объяснишь, в толковых словарях определения одни и те же. Обычно, как получается выделиться ребятам – это именно визуальное представление, у нас это либо видеоролик, либо страничка. То есть подобрать какие-то интересные картинки, видеоряд, кто-то делает мультфильмы, кто-то как-то снимает интересно. Кто-то придумывает целый сюжет про слово, кто-то сказку про слово придумывает. Как правило, выделиться можно тем, как вы представляете свою работу.
- Да, не знал, что также сказки делают.
- Делают! Да, я вам покажу.
- Слушая вас, хотел задать такой вопрос: чтоб создать творческую работу, понятно, что ребенку нужны смекалка, усидчивость, сила терпения и обязательно иметь чувство креатива в душе, как творца. Как в этом году работы детей будут оценивать?
- Работы детей будут оцениваться в этом году так же, как и всегда. Расскажу, часто задают этот вопрос, особенно на этапе, когда победители определенны, кто-то недоволен, кто-то расстраивается, кому-то кажется, что мы работы не смотрим. Я расскажу, как это работает. Когда мы принимаем заявки, проходит первый этап оценки работ. Модератор, который делает это уже много лет, даже не один человек, они проверяют работы на предмет предварительных требований, вот например, что это ролик 90 секунд, а не 95; что это страничка А4, а не целая презентация. Что очень важно, вот на этом чаще всего приходится, к сожалению, очень хорошие работы срезать.
В работе представлены пять обязательных требований, когда со словом работаешь: определение из толкового словаря, определение своими словами, какие-то картинки, иллюстрации, наглядность помогает лучше понять слово, примеры использования слова в речи и этимология происхождения слова. Вот эти обязательные составляющие должны быть. И если какой-то нет, т. к. это в положении, в критериях, мы даже очень хорошие работы вынуждены отсеивать. Плюс там может быть неправильный формат: не в том формате ролик, страничка, или еще что-то. По этим предварительным критериям оценивается работа. Обычно порядка 75–80% остаются, не проходят порядка 20%. Кто прошел по предварительным критериям, мы все работы размещаем на сайте и в социальных сетях. Все эти тысячи работ обязательно размещаем.
Дальше, после того, когда прошел предварительный отбор, следующий этап – работа экспертного совета. Это педагоги, общественные деятели, представители СМИ, государственные деятели. Из более 80 городов нашей страны, из разных регионов, они уже проверяют по критериям. Там есть четыре критерия оценки, которые представлены в положении. Первое – это то, что слово должно быть понятно объяснено, вот в этом суть. Я объясню, почему такие критерии. Если ребенок хорошо поработал со словом, со словарями, понял, сделал все, что мы просим, объяснил другим детям. То он слово всегда сможет очень просто объяснить.
А если ребенок не может простыми словами объяснить, значит он его еще не совсем понял. Еще бывает часто, когда дети зазубренный текст говорят, это сразу низкий балл по этому критерию, потому что он без понимания это говорит, это очень видно. А здесь именно важно, чтобы он своими словами это сказал. Пусть даже это маленькие дети, будут какие-то неточности семантические, мы на это закрываем глаза. Но главное, чтобы было видно, что ему понятно, ради этого конкурс и делается. Это первый критерий. Второй критерий – это достоверность объяснения слова. Все-таки важно, чтобы не было слишком больших отклонений, потому что можно так слово объяснить, что вообще будет неправильно. Но здесь мы тоже смотрим на возрастную категорию.
Маленьким мы прощаем много ошибок, кто постарше мы хотим все-таки, чтобы смысл корректный был. Два еще критерия, они уже чисто творческие. Это качество оформления работы, насколько все аккуратно, красиво, шрифты и картинки подобраны, цвета, как съемки сделаны. И последний – это оригинальность. Вот оригинальность – это как раз-таки сказки, какие-то съемки, интересная какая-то история, иногда стихи дети пишут. Именно оригинальность, когда видно, что индивидуальность здесь проявляется. По этим четырем критериям, по десятибалльной системе, эксперты оценивают работы. Каждую работу смотрят в среднем 14–17 человек. Я даже не представляю, как могут быть еще объективнее оценки. После этого считается средний балл, все работы ранжируются.
Соответственно те, кто оказался в топе, мы уже лично их проверяем, еще раз смотрим, чтобы там по положению все было правильно, никаких не было недочетов, ошибок и т. д. И работы, которые мы отбираем в каждой номинации возрастной категории где-то по 5-6 работ и отправляем почетному жюри. Это филологи, государственные и общественные деятели, все очень уважаемые люди, которые уже выбирают из этих работ, расставляют свои рекомендации: первое, второе, третье место. Таким образом определяются победители в каждой номинации и возрастной категории. Но еще, т. к. работ много хороших, хочется детишек отметить, мы делаем следующим образом. Мы сделали такой список «150 лучших работ о слове из гимна России». И вот те работы, которые немножко не дотянули, были очень близки, но победителей все-таки ограниченное количество, мы включаем в этот список.
- Спасибо, вот прямо все карты открыли.
- Здесь нет никакого секрета. Пусть люди знают.
- В продолжение разговора, хотел спросить про награды. Как собирается фонд призов? Кто делает у вас награждение победителей и финалистов конкурса? Как проходит само награждение?
- Так как у нас конкурс этот общественный, т. е. это реально дело народное. У нас нет грантов, каких-то фондов, все это делают люди, которые хотят сделать что-то хорошее для нашей страны. Поэтому и призы, соответственно, формируются этими людьми. Во-первых, у нас есть очень много партнеров, которые с удовольствием предоставляют подарки. Например, Литрес – они дают в подарок-книжку каждому участнику конкурса, т.е не только победителям. Есть Умскул, которые дарят сертификаты на обучение. Есть Мультилаб, которые дарят подписку на профессиональный видеоредактор. Панорама 360 – они подарят детям призы, будет экскурсия на 370 метров от уровня земли в Москве на вершине Москва-Сити. Есть Замания, Теремок, Синнабон очень давно с нами работают, дети очень любят ходить в эту пекарню.
Плюс к этому мы еще покупаем какие-то призы просто на деньги наших друзей, например повербанки, наушники, колонки. Церемония награждения проводится в разных местах. Это было в Общественной палате, в Музее современной истории России, в Центральном Музее Победы на Поклонной горе. Это всегда какое-то красивое место. Мы стараемся сделать так, чтобы это был праздник для детей. Делаем там выставку, какие-то творческие номера, мы искренне стараемся, что в наших силах, сделать так, чтобы детям там было хорошо. И чтобы они хотели туда попасть.
- Да, спасибо. Действительно, я побывал в Храме Христа Спасителя и наблюдал похожую церемонию и хотел бы вас сразу спросить вопрос, который перекликается с предыдущим. Дело ваших рук совместно с такой большой командой очень трудное и ответственное перед страной за ее судьбу. Что вы чувствуете, когда работаете над таким конкурсом?
- Во-первых, хочу сказать, что чувствуем эту ответственность. На самом деле, у нас действительно большая команда, у нас порядка 200 студентов, моих студентов – это учащиеся ведущего педагогического вуза нашей страны, Московского педагогического государственного университета, который является нашим ключевым партнером. Они выполняют всю работу на проекте. У нас где-то 150 экспертов из разных регионов России, которые оценивают работы. У нас более 70 партнеров, при чем это и общественные организации, и коммерческие, которые я уже назвала, и государственные – это Общественная палата, Общероссийский народный фронт. Также соорганизатором этого конкурса является Государственная Дума, есть Общественные палаты регионов, большое количество людей в это вовлечено.
Есть костяк, оргкомитет. У каждого есть своя основная работа, у кого-то в бизнесе, у кого-то в общественной деятельности, у кого-то в государственной структуре. Но это мы делаем просто потому, что хочется делать что-то хорошее. Не жаловаться на то, что у нас плохо что-то в стране, а действительно что-то делать, чтоб тебе никогда не было стыдно за то, что было что-то плохо, а ты ничего не делал. И, конечно, только благодаря этой синергии и объединению такого большого количества людей получается реализовывать эти проекты. Все в радость, мы всегда за то, чтобы все были счастливы.
- Да, спасибо. Я перед тем, как закончить нашу передачу, знаю, что у вас есть что еще сказать нашим телезрителям, нашим будущим и нынешним участникам конкурса.
- Конечно же, я хочу сказать, что мы приглашаем всех к участию, всегда рады, когда у нас много работ, они разные, они красивые. Рады любому человеку, кто попадает в наше пространство. Я хочу закончить, перефразируя немного фразу Аристотеля про любовь, что любовь к Родине – это теорема, которую необходимо доказывать каждый день. Поэтому участвуйте в конкурсе. Будьте с нами, мы вас любим.