«Я превращу свое тело в бомбу» ХАМАС годами готовило детей-солдат для войны с Израилем. Как и чему учат юных джихадистов?
Вербовка детей в вооруженные формирования является серьезным преступлением и запрещена международным правом. Однако подростки с оружием в руках — привычное явление для военных конфликтов на Ближнем Востоке. Юных джихадистов встречали в рядах ИГИЛ, «Талибана» и «Братьев-мусульман» (все организации признаны террористическими и запрещены в России). В составе ХАМАС, палестинской организации, устроившей нападение на Израиль, также есть воинские подразделения, состоящие из несовершеннолетних бойцов. Когда и зачем исламское движение создало детские военные лагеря и чему там обучают юных жителей сектора Газа — в материале «Ленты.ру».
Коран и винтовка
Первые сообщения о привлечении палестинских детей к обучению в полевых лагерях ХАМАС стали поступать в начале 2000-х. В это время движение только начало формировать политическое крыло и активно боролось за власть в парламентских органах сектора Газа и городов на Западном берегу реки Иордан.
Росту популярности радикалов способствовал вывод подразделений Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) из анклава в 2005 году. Уже скоро, после победы ХАМАС на выборах в Палестинский законодательный совет, партия начала формировать легальные силовые органы власти.
Обучение военному ремеслу детей, доля которых составляла около 40 процентов от всех жителей региона (около 800 тысяч человек), было поставлено на системные рельсы.
«Поколение мучеников»
Дефицита несовершеннолетних добровольцев ХАМАС не испытывало никогда. Для их рекрутинга был создан так называемый Высший комитет летних лагерей, финансируемый напрямую из бюджета.
Мощная агитационная кампания на телевидении, а позже и во Всемирной сети, призванная пополнить ряды боевых отрядов, строилась вокруг реваншистских настроений арабского населения.
«Они — дети [основателя движения ХАМАС шейха] Ахмеда Ясина. Они станут мучениками во имя Палестины и будут отстаивать ее права с оружием в руках. Наша земля переполнена разъяренными львами. Даже при том, что они [израильтяне] убили нашего Ясина, палестинцы вырастят еще тысячи Ахмедов», — гласил один из пропагандистских роликов организации, транслировавшийся в секторе Газа в 2007 году.
«Я иду к тебе, враг мой»
За последние 16 лет в анклаве выросло целое поколение, которое с ранних лет подвергалось радикализации. У детей взращивалось почтение к мученикам за веру (шахидам), поощрялось желание пополнить их ряды. Как уже было сказано, индоктринация происходила как в летних лагерях, так и по местному телевидению, где транслируются детские «патриотические» песни. Например, в тексте одной из них содержатся такие строки: «Я иду с винтовкой (...). Я иду к тебе, мой враг (...) с тесаками и ножами».
На протяжении почти двух десятилетий по телевизору показывали мультфильмы, где, например, главная героиня Фатима раздает палестинским детям автоматы АК-47 и камни. В другой детской программе ребенок в военной форме рассказывал ведущему, что хочет стать инженером, когда вырастет, чтобы «взрывать евреев». Ведущий ему отвечает: «Продолжай джихад (...). И когда вырастешь, будешь оказывать сопротивление евреям».
Под влиянием пропаганды подростки с 13-15 лет включаются в антиизраильское сопротивление. Они участвуют в акциях протеста возле забора на границе Газы — забрасывают израильских солдат камнями и нередко погибают в ответном огне ЦАХАЛ, исполняя вбитую им с детства мечту: стать мучеником за веру.
Штурмовые каникулы
Программа обучения молодых джихадистов варьируется от лагеря к лагерю и рассчитана на два-три месяца — по продолжительности школьных каникул. Две ее составляющие всегда остаются неизменными: военная подготовка и богословские занятия.
В частности, как рассказывали родители «студентов» и сами «ученики» в возрасте от 10 до 17 лет, помимо спортивных и пляжных игр, палестинские инструкторы обучают подопечных штурму блокпостов и опорных пунктов, обращению со стрелковым оружием и гранатами, а также «правильному» обращению с заложниками и основам партизанской тактики.
«Эти лагеря предназначены для подготовки поколения, которое носит Коран и винтовку. Лагеря показывают, что палестинцы поддерживают сопротивление и проект освобождения Палестины. Цель — освободить Палестину и мечеть Аль-Акса [в Иерусалиме]», — пояснял в 2016 году высокопоставленный представитель ХАМАС Халил аль-Хайя.
«Все доступные средства»
В секторе Газа не отрицают существование детских полевых лагерей. В 2021 году на пресс-конференции, посвященной открытию одного из таких центров под названием «Авангард освобождения», представители ХАМАС заявили, что подобная практика «гарантируется международным правом» и призвана заложить «основы вооруженного сопротивления» у подрастающего поколения.
«То, что мы делаем в этих лагерях, — это то же, что делают все народы, которые находятся и находились под оккупацией и преследованиями, где международное право гарантирует им право на самоопределение, самооборону и сопротивление оккупантам всеми доступными средствами, включая вооруженное сопротивление в соответствии с резолюцией 45/130 Генеральной Ассамблеи ООН», — утверждали в ХАМАС.
Несовершеннолетних нередко привлекают к участию в торжественных мероприятиях и парадах, проходящих в секторе Газа. Во время таких «праздников» дети маршируют по улицам Газы с автоматами, гранатометами и даже управляют крупнокалиберными пушками боевых машин.
Друзья-пионеры
Практики вербовки детей в вооруженные формирования используют и ближайшие союзники ХАМАС в регионе. В частности, «Палестинский исламский Джихад» и ливанская «Хезболла» располагают собственными лагерями подготовки несовершеннолетних.
Есть на территории Палестины и более мирные альтернативы такому досугу. Например, Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) располагает сетью собственных внеучебных лагерей, где дети школьного возраста занимаются волонтерской деятельностью и участвуют в спортивных состязаниях.
В 2009 году в детских играх, организованных БАПОР, приняли участие более 240 тысяч детей. При этом, как отмечали западные журналисты, на мероприятиях, спонсируемых организацией, также активно распространяется антиизраильская пропаганда, а представители ХАМАС регулярно используют их для самопиара.
Подготовка к неизбежному
По данным из разных источников, ежегодно через лагеря подготовки ХАМАС в Палестине проходят от 100 до 130 тысяч детей. В июле 2023 года, за три месяца до полномасштабного конфликта с Израилем, организация официально объявила, что программа подготовки в них получила название «Защитники Иерусалима».
По задумке радикалов, молодому поколению необходимо было начинать готовиться к освобождению города от «оккупантов, которые оскверняют его» своим присутствием.
В частности, летом 2023 года «Защитники Иерусалима», помимо боевой подготовки, учились тушить пожары, оказывать первую помощь солдатам и выживать в условиях городских сражений.
Смерть под заказ
Палестинские группировки вроде ХАМАС и «Исламского джихада» также активно используют детей в качестве ходячих бомб. Как Питер Уоррен Сингер, проанализировавший практику использования детей в качестве террористов-смертников за последние годы, самому младшему из них было всего 13 лет, а самому юному контрабандисту оружия и взрывчатки — 11.
В своем исследовании он приводит цитату 11-летнего мальчика, мечтающего стать террористом: «Я превращу свое тело в бомбу, которая взорвет плоть сионистов, сыновей свиней и обезьян. Я разорву их тела в клочья и причиню им больше боли, чем они когда-либо знали».
Подобная тактика не новшество ХАМАС и применяется самыми различными группировками на Ближнем Востоке, в Африке и Азии. Расчет максимально прагматичный: чем моложе «воин Аллаха», тем меньше подозрений он вызовет у военных и правоохранительных органов. А если силовики все же заподозрят неладное и ликвидируют ребенка-террориста до того, как он приведет взрывное устройство в действие, то радикальные группировки смогут использовать кадры «убийства невинных подростков» в пропагандистских целях и для рекрутинга других детей.
Восточные практики
Дети — один из наиболее незащищенных слоев населения, особенно если речь идет про перенаселенные лагеря беженцев в секторе Газа, где люди живут в условиях крайней нищеты. Как утверждают аналитики, дети, выросшие в подобной среде, психологически уязвимы, мечтают стать частью некой общности и не сформировали четкое представление о смерти, чем и пользуются террористы-рекрутеры.
«Общественное или культурное давление может сделать насильственные группы привлекательными для молодых людей, ищущих пример для подражания, приключения или просто способ подняться в глазах сверстников», — пишет исследователь Джон Савицки.