В Самаре в школе-интернате дети с особенностями развития обучаются профессиям

По словам председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Галины Гусаровой, обучению, в том числе профессиональному, детей с ограниченными возможностями здоровья сейчас уделяется особое внимание. - Если раньше детей-инвалидов зачастую прятали дома, то теперь они получают полноценное образование, после окончания учебных заведений успешно трудоустраиваются, женятся, заводят детей – живут полноценной жизнью, - отметила она. Для этого в регионе создаются условия. Оценить передовой опыт члены Общественной палаты смогли в ходе визита в самарскую школу-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В 2021-2022 годах учебное заведение практически полностью обновили в рамках реализации национального проекта "Образование". Как рассказала директор школы Наталья Межова, учебные классы оснастили интерактивными досками и проекторами. В кабинетах психологов появились удобные специализированные рабочие места, оборудование для песочной терапии, купол для детей-аутистов, а также дорогостоящие наборы, которые включают в себя полный комплекс методик и материалов для работы с ребятами с нарушениями развития. Но главные изменения произошли в производственных мастерских и классах для профессионального обучения, которое каждый ученик проходит с пятого по 12-й класс. Ребята могут попробовать себя в растениеводстве, швейном, поварском, слесарном и столярном деле, обучиться необходимым навыкам для работы в сфере обслуживания. За семь лет они осваивают всю базу трудового обучения, чтобы затем выбрать профиль и поступить в учреждения среднего профессионального образования. На средства, выделенные по нацпроекту, для этих классов закупили современное оборудование, которым могут похвастаться далеко не все профтехучилища. В швейной мастерской, где ребята изготавливают костюмы к праздникам и коллекции для участия в конкурсах, установили 3D-принтер, на котором делают элементы изделий, термопресс для переноса рисунков на ткань и плоттер для создания лекал. Такие машины используют в ателье, и выпускники, приходя на производство, уже будут знать, как работать с техникой. Для столярной и слесарной мастерских закупили новые станки. Для оранжереи, где проходят практические занятия по растениеводству, приобрели многоярусную гидропонную установку, с помощью которой круглогодично выращивают свежую зелень для школьной столовой. Для обучения поварскому делу полностью оборудовали кухню. Здесь есть индукционная плита, духовка, холодильник, хлебопечка, мясорубки и планетарные миксеры. Кабинет для подготовки по специальности "младший обслуживающий персонал", где ученики получают навыки ведения домашнего хозяйства и базовые знания для работы в клининговых службах и медучреждениях, оснащен моделями реальных помещений. Ребята на практике отрабатывают правила ухода за различными бытовыми приборами и поверхностями, изучают свойства бытовой химии и технику безопасности при ее использовании. - Мы видим, что детям стало интереснее учиться, у них заметно повысилась мотивация. Учителя теперь могут сделать свои уроки более активными, насыщенными, - поделилась с гостями первыми результатами работы в новых условиях Наталья Межова. – Ребята успешно поступают в учреждения среднего профессионального образования и трудоустраиваются, а это и есть наша главная цель. Школа является ресурсным учебно-методическим центром, где оказывают помощь учителям, родителям и детям, в том числе из обычных школ. В этом году она заняла первое место в региональном рейтинге таких центров. Галина Гусарова особенно отметила работу педагогов школы. Им вручили благодарственные письма Общественной палаты Самарской области. - Труд учителя всегда почетен, но работать с детьми с особыми образовательными потребностями вдвойне тяжело, - подчеркнула она. – Мы видим, что благодаря современным методикам и мастерству педагогов здесь дети показывают результаты зачастую не хуже, чем в обычной школе, а кроме того, дополнительно получают профессию, которая поможет им устроиться в жизни. Заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов выступил с предложением распространить опыт самарского интерната на территории всего региона. - Самое трудное в обучении ребят с ограниченными возможностями – это социализация, - говорит он. – У нас много таких детей, и надо расширять сеть учреждений, где они могут получить достойное образование. Мы должны дать им возможность получить профессию и трудоустроиться, и здесь надо опираться на успешный опыт учебных заведений, которые уже показывают хороший результат. Ранее мы писали, что самарские школьники приняли участие в посадке саженцев в честь педагогов и наставников.

В Самаре в школе-интернате дети с особенностями развития обучаются профессиям
© СОВА