В "РГ" выяснили, что происходит в омском детдоме, где истязали воспитанницу

Опубликованное в соцсетях видео из омского детского дома с жестоким избиением воспитанницы потрясло всю страну. В Больших Уках работают следователи, психологи и прокуроры. Почему в сиротских учреждениях до сих пор происходят подобные вещи, разбирался корреспондент "РГ".

В "РГ" выяснили, что происходит в омском детдоме, где истязали воспитанницу
© Российская Газета

- Где была? Почему опоздала? Из-за тебя всю группу закрыли! - громко кричит девочка-подросток и со всей силы бьет по лицу сверстницу. А потом тащит ее в туалет и заставляет мыть унитазы голыми руками. Хватает за волосы и пытается макнуть лицом в грязную воду. Другие дети увлеченно снимают происходящее на камеры мобильных телефонов.

"Гулявшее" несколько дней по местным чатам видео заметил известный правозащитник Никита Сорокин. Разразился скандал. Возмущенные интернет-пользователи со всей страны потребовали немедленно привлечь виновных к ответственности. В детский дом выехали уполномоченный по правам ребенка, следователи и прокуроры. Возбудили два уголовных дела. Воспитателей обвиняют в халатности, а агрессивную девочку - в истязании несовершеннолетних. Глава региона Виталий Хоценко распорядился проверить все детские учреждения в Омской области - вместе с общественниками. В составе рабочей группы - корреспондент "РГ".

Большеуковский дом детства находится в селе за триста с лишним километров от города. Остановка скромная. Чисто, но бедно. На аккуратно заправленных кроватях - пожелтевшие мягкие игрушки. Само здание давно не видело ремонта. Потрепанный линолеум закрывают старые ковры.

- А вы купите мне новые сапожки? - просит в коридоре благотворителя Вику Марчевскую улыбчивая девочка Геля. - А то скоро зима, а у меня совсем нет обуви.

Фото: Наталья Граф

Спонсоры и шефы до Больших Уков не доезжают. В местном доме детства воспитываются 42 ребенка, у 17 из них имеются особенности здоровья. Дети живут группами по семейному типу. В одной из них и оказались вместе две девочки-лидера - Валя и новенькая Снежана. Обе с крайне непростой судьбой. Одна попала в детский дом во второй раз - мама восстановилась в правах, но не смогла справиться с дочкой. Другая с четырех лет воспитывалась в приемной семье, но, когда наступил переходный возраст, начались сложности. Приемные родители преодолеть их не смогли. Воспитатели говорят, что это обычная практика. Берут в семьи маленьких хорошеньких ангелочков. А они почему-то очень быстро вырастают и превращаются в трудных подростков. У многих воспитанников в личном деле пометка - вторичное сиротство. А маленького Даню вернули уже в третий раз.

Валя вернулась в детский дом в марте. Бойкую и активную девочку назначили в группе-семье старостой. Снежану вернули в начале октября. Девочки начали конфликтовать практически с первого дня "соседства". Сложный возраст. Новенькая сразу понравилась мальчику Роме, с которым раньше встречалась Валя.

- Она специально одевается так, чтобы он обратил на нее внимание, - возмущалась девочка. - На завтрак ходит в коротких шортах! Все мальчишки на нее так и пялятся!

И начала настраивать против соперницы всю группу. На одном из интернет-сайтов Валя заказала пневматический пистолет. С доставкой в Большие Уки. Прятала в своей комнате и пугала Снежану.

Фото: Наталья Граф

Но та все равно ушла на свидание к Роме и опоздала на ужин. Валя нажаловалась воспитательнице.

- Я отругала Снежану за опоздание и в сердцах пообещала отвести ее к гинекологу, - признается воспитательница Татьяна Тараканова.

Затем Татьяна Сергеевна отправила "семью" на гигиенические процедуры - готовиться ко сну. Сообщила, что вся группа наказана - выход из "квартиры" закрыт. А сама пошла в подсобную комнату - гладить форму в школу для младших девочек. У воспитателя нет помощника. Место вакантно. Приходится работать каждый день - с семи утра до девяти вечера. А дома ждет родная семья.

К сожалению, у воспитательницы не хватило опыта, знаний и чуткости, чтобы погасить этот конфликт сразу. А руководство учреждения утверждает, что ничего о соперничестве девочек не знало. Постоянного психолога в детском доме нет. Место также вакантно. Специалист приходит по совместительству на несколько часов два раза в неделю. Говорит, что тоже не догадывалась о конфликте в группе.

Снежану после инцидента экстренно отправили на лечение в санаторную школу. Валентину вернули маме. Она вновь восстановила в суде родительские права.

Психологи Центра поддержки семьи ехали в Большие Уки на один день, но остались на несколько. Предварительные итоги обследования неутешительны. Помощь требуется и детям, и взрослым.

- Воспитанники не понимают, что такое честь и достоинство, у них не сформированы личные границы, мы, к сожалению, не увидели направляющей руки взрослого, - резюмирует педагог-психолог Центра поддержки семьи Ирина Чернышева.

Фото: Наталья Граф

- Мы ни в чем не можем винить детей. Они приходят в общество и воспринимают те ценности, которые заданы им взрослыми, - подтверждает педагог-психолог Светлана Абылкаирова. - Воспитатели в данном случае - замещающие родители. Если морально-нравственного фундамента нет, то домик будет постоянно падать и коситься. А у нас складывается ощущение, что часть полномочий и часть ответственности уставшие от работы взрослые просто переложили на детей.

Бойкую Валю наделили властью, но не объяснили, как ей пользоваться и какую ответственность она несет. Девочка признается, что ранее им говорили - вот, а в былые времена детдомовцев за провинности заставляли мыть туалеты. И ребенок тут же "взял под козырек". А ведь ее лидерские качества можно было направить в конструктивное русло.

Специалисты уверены - "дедовщина" поощрялась взрослыми. Которым было просто так удобнее управлять сложным коллективом. Дети не жаловались. Ведь стукачей бьют.

- Нормы криминального мира по-прежнему искусственно переносятся в детские коллективы. Это должно пресекаться. Здесь не колония и не тюрьма. Это дом детства, в котором можно всегда обратиться за помощью, - считают эксперты.

На сайте службы занятости размещены несколько вакансий из Большеуковского дома детства. Воспитателям обещают зарплату в 18679 - 18700 рублей. Примерно столько же здесь готовы платить психологу. Но молодые специалисты не горят желанием ехать за 300 километров от города, чтобы получать копейки и топить избу дровами.

Фото: Наталья Граф

- В этом году мы были на встрече с выпускниками-психологами нашего педагогического университета, - рассказала "РГ" заместитель руководителя Центра поддержки семьи Ольга Зайцева. - Потенциальных работодателей было больше, чем студентов. И наши предложения их не заинтересовали. Оказалось, что практически все уже трудоустроены. Кто-то работает в торговом центре, кто-то в маникюрном салоне.

Омские депутаты готовят обращение в Минтруда региона с предложением рассмотреть вопрос о стимулировании работников детских учреждений. В Министерстве образования обещают принять все меры, чтобы предотвратить подобные конфликты. Проверки детских учреждений будут продолжены.

Общественники в свою очередь задаются вопросом - а нужен ли сегодня вообще детский дом в сельской глубинке, куда не едут ни специалисты, ни спонсоры, ни наставники, ни волонтеры. Смогут ли привыкшие работать "по старинке" воспитатели перестроить сложившуюся систему?

- Чтобы отремонтировать здание и оснастить его современной техникой, спортивными тренажерами и детской площадкой требуются колоссальные деньги, - говорит руководитель общественной ассоциации по защите интересов семьи "ДОМ" Алеся Григорьева. - Треть детей имеют инвалидность, в учреждении есть колясочники, но для их комфортного проживания в доме детства не ничего, в том числе пандусов. Есть и еще одна проблема. У многих воспитанников ограниченные в правах родители проживают в городе или других районах. К примеру, мамы обеих девочек из Муромцево, откуда добраться в Большие Уки на общественном транспорте вообще невозможно. Как в таком случае им восстанавливать семейные отношения? Ведь органы опеки в судах часто акцентируют внимание на том, что родители редко навещают детей. А вы попробуйте доехать до Больших Уков и найти, где там переночевать. Может быть, проще перевести ребятишек в другие учреждения, где для них созданы все условия?