Вассерман: Повышение статуса педагога в высшей степени актуально

Статус педагогического работника сильно подорвало то, что образовательный процесс в России годами воспринимался как услуга. Об этом «Парламентской газете» рассказал член Комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман.

Вассерман: Повышение статуса педагога в высшей степени актуально
© Парламентская газета

В правила школьного распорядка предложили внести требования к дисциплине учеников. Поправки в закон об образовании усиливают роль учителя в обучении и воспитании и устраняют разницу в правовых статусах.

По мнению депутата, именно повышение статуса педагога в высшей степени актуально. Сравнительно недавно, сказал Вассерман, парламентариям удалось вычеркнуть из закона понятие «образовательная услуга», оно остается применительно к различным платным кружкам. Дело в том, пояснил политик, что образование это вовсе не услуга. Услуга — это то, что делают по чьей-то просьбе, и соответственно, предполагается, что тот, кто просит, понимает, что это и зачем ему нужно. Тогда как в образовании и здравоохранении специалисты помогают тем, кто заведомо не может знать, что и зачем им нужно.

«Согласитесь, что школьник не может себе во всех подробностях представить, как будет развиваться его жизнь, соответственно он не может знать, что ему в жизни пригодится. И задача школы — дать то, что может пригодиться при самых разных обстоятельствах. Аналогично пациент далеко не всегда может понять диагноз даже после того, как он поставлен», — отметил Анатолий Вассерман.

Он продолжил, что из-за того, что долгое время в стране говорили об образовательных и медицинских услугах, педагогов и врачей воспринимают как хорошо обученных, но все-таки слуг, обязанных делать то, что от них потребуют. И это действительно очень резко уронило престиж профессий.

Также педагогам хотят дать право запрещать пользоваться смартфонами на уроках. Вассерман подчеркнул, что гаджет удобен, когда с помощью поисковика нужно найти какие-то конкретные факты, но беда в том, что такая легкость нахождения отводит на второй-третий план то, что знания сами по себе — это только сырье для работы ума. Парламентарий заверил, что школа должна, прежде всего, формировать и развивать навыки работы, а доступность смартфонов просто отвлекает от этой задачи.

«Я уж не говорю, что она вообще отвлекает, что не все школьники смотрят на смартфоне именно то, что относится к теме урока, чаще всего они отвлекаются на другое. Но даже если предположить, что школьник ищет данные по теме текущего урока, это не дает в полной мере достигать цели урока, а цель урока — это именно понимание, обучение работать со сведениями, выводить неизвестное в известное», — сообщил Анатолий Вассерман.

Также депутат думает, что самим педагогам телефоны оставят, на всякие аварийные обстоятельства. Учитель, как правило, человек взрослый и умный, чтобы понимать, что ему поможет в работе, а что помешает, заключил Вассерман.

Если у вас есть вопросы о применении российского законодательства в сфере образования, присылайте их на электронную почту редакции vopros@pnp.ru.

Например: Законны ли домашние задания на каникулах? Могут ли ученика отчислить из-за окрашенных в яркие цвета волос? Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации учителей?

На вопросы ответят эксперты Российской академии образования в рамках нового совместного просветительского проекта РАО и «Парламентской газеты» «Образование: право возможностей».