В российские школы планируют внедрить возможность проверки домашней работы с помощью искусственного интеллекта
Кабмин планирует внедрить автоматическую проверку школьных домашних заданий до 2030 года. Но пока в скорое привлечение искусственного интеллекта к этому процессу верится с трудом. Все-таки большую часть заданий дети до сих пор выполняют вручную в тетрадях. Но часть уже цифровизировали. С учетом учительской нагрузки внедрение этой технологии давно напрашивается. Это снимет значимую часть работы, сделает проверку более объективной, но все же останется ряд заданий, которые ИИ проверять не сможет, говорит старший преподаватель Института повышения квалификации в Красноярске, учитель истории и обществознания Полина Кузьмичева:
Полина Кузьмичева старший преподаватель Института повышения квалификации в Красноярске, учитель истории и обществознания «Есть моменты, связанные с творчеством, с каким-то специфичным нешаблонным видением, и здесь, конечно, пока сложно представить, как можно без учителя обойтись. Какую-то часть ИИ я бы отдала с удовольствием. Это задания, где необходимо по типу простых предложений написать и выделить ключевые слова, по которым ИИ может оценить верность ответа или ход размышлений. Я думаю, ему даже будет по силам как-то справиться с эссе, посмотреть, насколько структурирован текст ученика, как строятся аргументы, потому что там тоже есть определенные шаблоны».
Другие учителя говорят: такая система могла бы подойти для стандартизированных, например математических заданий. А те же развернутые ответы и тем более сочинения вряд ли удастся свалить на ИИ. Может быть, лучше было доверить искусственному интеллекту часть бюрократических задач, которыми сейчас загружены учителя? Рассуждает автор телеграм-канала «Незаслуженный учитель России», репетитор по английскому, обществознанию и истории Григорий Николаев:
Григорий Николаев автор телеграм-канала «Незаслуженный учитель России», репетитор по английскому, обществознанию и истории «Облегчение проверки домашнего задания — на втором месте по нужности. Скорее у учителей много бумажной нагрузки. Если для этого можно как-нибудь припахать ИИ, то будет вообще замечательно. Буквально какие-то генераторы служебных документов. ChatGPT, генератор текстов, с ним проблема в том, что он учится на массиве текстов из интернета, половина из которых неграмотная, а половина просто неверная. Никакого способа обучить ИИ отличать верное от неверного нет, потому что он просто пользуется массивом текстов. Это не интеллект, это всего лишь Сеть, которая обладает большим количеством данных. Не знаю, какая модель будет использоваться в нашей школе, но я бы сказал, что главная проблема — на чем он будет обучаться. Если он будет обучаться на домашних заданиях детей, то ничего хорошего из этого не выйдет».
Опрошенные Business FM родители сходятся в мысли: для начала хотелось бы, чтобы хорошо работало то, что уже есть. Даже с «задаванием» домашних заданий в электронном виде пока есть проблемы. И это в столице, в системе «Московская электронная школа» (МЭШ) — делится опытом москвичка Елена:
«Система МЭШ неодинаково, например, отображает домашнее задание, которое нужно к следующему уроку подготовить, на всех устройствах. Ты, например, можешь зайти и с телефона увидеть одно домашнее задание, а с компьютера другое, с планшета — третье. Особенно это видно, когда ребенку задали какой-нибудь тест пройти. Ты, например, с телефона видишь, что тест задан, а с компьютера не видишь, что задан тест. При этом с телефона ты не можешь его пройти, потому что результаты не всегда корректно отправляются из мобильного приложения, которое стоит на телефоне. Результаты корректно отображаются, когда ты проходишь тест на ноутбуке, но ты не видишь сам тест. Понятное дело, что в начале учебного года школа ссылается на то, что идут проверочные работы и система перегружена. Но уже закончилась первая четверть, а проблемы остаются. Да, МЭШ работает чуть живее, но такая проблема с разнобоем в заданиях остается».
Ранее университет «Синергия» провел опрос, согласно которому около трети россиян предлагают освободить учителей от ручной проверки «домашки», чуть более половины считают, что можно освободить педагогов от этой работы частично, а 17% думают, что задания школьников не должны проверяться автоматически.