Ментальная арифметика: что это такое и как научить ей ребенка
Ментальная арифметика или менар — это популярная в последнее время методика, с помощью которой можно научить ребенка быстро вычислять в уме. Считается, что это не только помогает быстрее складывать и вычитать, но и развивает память, креативность и интеллект в целом. «Лента.ру» рассказывает, когда появилась методика, в чем ее главные принципы и в каком возрасте лучше начать обучение.
Что такое ментальная арифметика?
Ментальная арифметика — это система быстрого счета в уме. Она позволяет вычитать, складывать, умножать и делить большие числа за короткое время без помощи ручки и бумаги или калькулятора.
В отличие от классической математики, где дети при счете опираются на состав числа, логику и память, в ментальной арифметике вычисления производятся с помощью специальных счетов — абакуса. Сначала ребенок учится считать на абакусе, а со временем отказывается от него и, помня алгоритмы, выполняет ментальный счет.
Существует несколько версий происхождения абакуса. Согласно одной из них, впервые такие счеты появились в Месопотамии (современная территория Ирана, Ирака, Сирии, Турции) примерно в IV веке до нашей эры. Тогда они представляли собой стол или деревянную доску, покрытую пылью или песком, на которых проводили линии палочкой. По другой версии, абакус придумал древнегреческий ученый Абак, в честь которого и назвали прибор. Его использовали для счета в Греции, Риме, Индии и Египте.
Устройство, которое больше всего напоминает современный абакус, предположительно появилось в Древнем Китае и называлось суаньпань
Впервые его Японии, Корее и Индии. Выглядел инструмент как небольшой ящик вытянутой формы, разделенный досками на неравные части. Поперек него помещали палочки и нанизывали на них бусины.
Сейчас ментальная арифметика входит в школьную программу в Китае и Японии.
Как считать на абакусе?
Существует несколько правил, которые нужно запомнить тем, кто хочет освоить ментальный счет на абакусе.
Правила счета на абакусе:
числа на абакусе набираются слева направо; нижние костяшки обозначают числа от 1 до 4, верхняя костяшка — число пять; опущенная верхняя косточка означает, что число больше пяти; каждая спица соответствует одному разряду — единицы, десятки, сотни, тысячи.
Чтобы показать число на счетах, нужно подвести к внутренней перекладине соответствующее количество костяшек. Например, для числа шесть нужно на крайней левой спице поднять вниз верхнюю косточку (5) и одну нижнюю (1). Аналогично отображается и число 66, только для него надо задействовать две спицы — одну для единиц, вторую для десятков.
В каком возрасте лучше начинать занятия по ментальной арифметике?
Оптимальный возраст для обучения ментальной арифметике — 5-12 лет. Некоторые специалисты расширяют верхнюю границу до 14, 18 и даже 24 лет, поскольку именно до этого возраста в мозгу формируются новые нейронные связи. Однако все педагоги сходятся во мнении, что после 12-14 лет способность мозга приобретать и использовать новые сложные навыки снижается,.
с 4-5 лет стоит начинать занятия ментальной арифметикой для лучших результатов
Пытаться научить ребенка ментальному счету раньше тоже не стоит — в два-три года мозг еще не готов овладеть такой информацией.
Тем не менее если вам больше 25 или 45 лет, нет причин отказывать себе в занятиях. Да, возможно, обучение будет не таким легким, как у детей, но это в любом случае станет отличным методом профилактики болезней, связанных с ухудшением памяти и концентрации.
«Разница между обучением детей и пожилых людей только в подаче материала, — рассказывает тренер по ментальной арифметике Лариса Моисеева, которая занимается как с дошкольниками, так и со взрослыми. — Детей я стараюсь учить через игру, чтобы заинтересовать и мотивировать их. Взрослые люди уже понимают, для чего они учатся, их не надо убеждать. Кроме того, пожилым необходимо больше прокачать те функции, которые у детей как раз есть, а с возрастом ухудшаются, например, воображение и мелкую моторику».
Сколько длится обучение ментальной арифметике?
Стандартная программа обучения, как правило, рассчитана на два — два с половиной года. Первые результаты — освоение абакуса и умение выполнять на нем простые вычисления становятся заметны только через два-три месяца после начала учебы.
Занятия в образовательных центрах обычно проходят один-два раза в неделю и длятся от 45 минут. Частные преподаватели могут предложить свою методику и назначить другую интенсивность занятий. По мнению Ларисы Моисеевой, основная сложность заключается в том, что занятия ментальной арифметикой требуют регулярности, как и любая другая тренировка.
Если взять отдельные упражнения, то дети сначала могут испытывать сложности с логическими переходами, которые развивают логику и чувство числа. Взрослым труднее дается сам счет в уме, поэтому с ними мы делаем упор на визуализацию Лариса Моисеева
Как тренируют ментальную арифметику?
Сначала ученик запоминает, как правильно располагать руки на абакусе. Большой и указательный пальцы правой руки — вытянуты, левая рука держит абакус за край. Далее учатся набору чисел. Для этого важно научиться правильно сдвигать костяшки абакуса: большой палец поднимает их, указательный — опускает. Некоторые методики предусматривают также работу среднего пальца правой руки. Позже можно приступать к арифметическим действиям по определенным правилам. После того, как все правила выучены, ученики откладывают абакус и учатся выполнять те же вычисления в уме. Финальная ступень подразумевает закрепление навыка.
Плюсы и минусы ментальной арифметики
Точных доказательств того, что ментальная арифметика положительно влияет на когнитивные способности ребенка, нет. Однако ученые продолжают проводить исследования, надеясь понять, какой эффект навыки ментального счета оказывают на развитие детей.
Так, британские академики в 2007 году провели эксперимент среди 3185 суданских школьников 7-11 лет, которые регулярно учились считать на абакусе. Ученики из экспериментальной группы получили на тестах IQ в среднем на семь баллов больше, чем ученики, которые не занимались ментальной арифметикой.
Плюсы
По словам российской ученой и психолингвиста Татьяны Черниговской, ментальная арифметика — специфическая дисциплина, которая может подойти не каждому ребенку. Однако она подчеркивает, что практика ментального счета в любом случае развивает у ребенка функции тех частей мозга, которые без нее были бы не развиты, — например, эмоциональный интеллект, упорство, стремление быть успешным и добиваться поставленных целей.
С ней соглашается и Лариса Моисеева. «Задача ментальной арифметики — не научиться считать, а развить межполушарные связи, чтобы оба полушария работали одновременно и между ними образовывались нейронные связи. Чем их больше, тем быстрее и эффективнее работает мозг», — рассказывает Моисеева.
Дети, которые занимаются ментальной арифметикой, лучше усваивают все школьные предметы, легче изучают иностранные языки. А хороший и быстрый счет — это, скорее, приятный бонус Лариса Моисеева
Таким образом, педагоги по ментальной арифметике могут заверить, что эта методика как минимум:
развивает правое и левое полушария мозга одинаково, что улучшает гибкость мышления; улучшает память, внимание, концентрацию; увеличивает скорость усвоения и обработки информации; повышает усидчивость и терпение; учит ребенка не пасовать перед сложными задачами; развивает мелкую моторику благодаря работе с абакусом; развивает образное мышление.
Минусы
К минусам ментальной арифметики можно отнести:
потенциальный конфликт двух способов счета — ментального и абстрактного (привычного); индивидуальные сложности — ребенку может быть непонятно, как производить вычисления в уме; трудности из-за несовпадения системы с традиционной школьной методикой.
Наконец, ребенку может просто не нравиться подобный метод счета. В таком случае не стоит его мучать и заставлять учиться ментальной арифметике насильно.
Где обучиться ментальной арифметике?
Обучиться ментальной арифметике можно на различных курсах. Такие программы, например, предлагают специализированные школы и образовательные центры. Кроме того, в интернете можно найти тренажеры для самостоятельной подготовки, а на сайтах TutorOnline, «Профи.ру», «Альфашкола» и других — подобрать репетитора по ментальной арифметике.
На что обратить внимание при выборе курсов по ментальной арифметике?
Количество детей в группе. Чем меньше человек в группе, тем эффективнее усваивается материал, потому что преподаватель может уделить больше времени каждому ученику. Рекомендуемый размер группы для дошкольников — до восьми человек, для учеников начальной школы — до десяти человек. Квалификация преподавателя. Прежде чем записать ребенка на курсы, не поленитесь узнать побольше о квалификации учителя. В идеальном варианте у него должен быть диплом о педагогическом образовании, а также сертификаты о прохождении курсов по преподаванию ментальной арифметики. Желательно, чтобы эти курсы он проходил в сертифицированном (а еще лучше — международном) центре, а не у коучей в социальных сетях. Наличие учебных материалов. Если ребенку не выдадут никаких учебных материалов (книг, рабочих тетрадей, счетов), вы не узнаете, чем он занимается на курсах и ту ли вообще информацию дает ему педагог. Качество учебников даст минимальное представление о качестве самого образования; кроме того, книги и тетради остаются с ребенком навсегда и с помощью них можно закреплять и повторять пройденное. Наличие домашних заданий. Они важны по тем же причинам, что и учебные материалы — помогают понять, чем занимается ребенок, и дают возможность закрепить полученные знания. Опция пробного занятия. На пробном (чаще всего бесплатном) уроке у вас будет возможность оценить конкретный формат и конкретного преподавателя, а у ребенка — понять, хочется ли ему вообще заниматься ментальной арифметикой.