Войти в почту

«Сложилась культура унижения» Избиения на камеру и драки в школах: почему в России участились конфликты с приезжими?

В России заметно чаще стали появляться новости, связанные с конфликтами между мигрантами и коренными жителями. Одной из самых обсуждаемых тем последних дней стало выдворение семьи приезжих из Азербайджана, чей ребенок избил сверстника в нижегородской школе. Параллельно с этим полиция охотится на подростков из так называемой азербайджанской мафии, а на Кавказе прошли массовые акции протеста и погромы, которые спровоцировали в том числе слухи о миграции израильских евреев в Дагестан и соседние республики. Насколько обострились в последнее время противоречия между россиянами и мигрантами — в материале «Ленты.ру».

«Сложилась культура унижения» Избиения на камеру и драки в школах: почему в России участились конфликты с приезжими?
© Lenta.ru

Вечером в четверг, 2 ноября, стало известно, что МВД выдворит из России семью мигрантов после школьного конфликта с участием их сына. Уроженцы Азербайджана привлекли внимание правоохранительных органов после инцидента в школе № 76 Московского района в Нижнем Новгороде, где мальчик избил сверстника. Это снимали на камеру. Как установили в полиции, 41-летний глава семейства нарушил правила миграционного учета, а его супруга не выехала из России по истечении законного срока пребывания.

Одновременно с этим в Азербайджане задержали лидера треш-банды блогеров, которые нападали на жителей Санкт-Петербурга и избивали их на камеру. Задержание агрессивных молодых людей началось после серии роликов с драками, в которых принимали участие в том числе несовершеннолетние. Они намеренно провоцировали конфликты с прохожими, после чего выкладывали видео с избиением в свои социальные сети. Они называли себя «азербайджанской мафией», так их окрестили и российские СМИ. Сначала это выражение использовалось в кавычках, а затем уже и без.

Незадолго до задержания лидера «азербайджанской мафии» и новости о выдворении семьи мигрантов в России произошло гораздо более масштабное событие, тоже связанное с национальным вопросом.

29 октября сотни дагестанцев ворвались в аэропорт Махачкалы в поисках евреев, якобы прилетевших из Израиля. Погромщики с криками «Аллаху Акбар» и флагами Палестины заблокировали вход в воздушную гавань, после чего устроили обыск в здании аэровокзала и на площади. Дагестанцы проверяли паспорта у пассажиров в выезжающих из аэропорта машинах в поисках израильтян и граждан еврейской национальности. В результате беспорядков пострадали 20 человек, 9 из них — полицейские.

На Кавказе происходили и другие антисемитские и антиизраильские акции: среди жителей кавказских республик распространялись слухи, что в их регион якобы будут массово переезжать евреи

«Дети воспринимают оскорбления как обиду и могут отомстить»

Профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, социолог Даниил Александров считает, что с началом пандемии коронавируса и специальной военной операции (СВО) России на Украине уровень общей агрессии в обществе вырос. По его мнению, люди стали более нервными и демонстрируют «готовность воевать на разных фронтах». Школы же, по его мнению, уже давно используются как пространство контроля за взрослыми мигрантами.

«Лента.ру»: Как вы думаете, есть ли сейчас тенденция к возрастанию ксенофобии в российском обществе?

Даниил Александров: У меня нет никакой статистики, но, возможно, за последнее время в обществе в целом становится больше конфликтов. Это, в частности, было и при коронавирусе, и теперь, на второй год СВО. Люди стали более нервными, в окружающем их мире идет легитимация насилия, и они все больше демонстрируют готовность воевать, причем на разных фронтах. Это практически неизбежно. Но я не думаю, что есть значительный рост. Если он и есть, то относительно небольшой.

Как в таком случае можно рассматривать инцидент в нижегородской школе?

Дети дерутся в школах все время и часто записывают это на видео. Ничего в этом особенного нет. И у нас нет сведений об этом случае — был ли там какой-то последовательный конфликт, связанный с агрессией по национальному признаку. Аспекты обычной детской активности в школе стали рассматриваться совершенно под иным углом из-за миграционного статуса ребенка и его родителей. Если бы это была стычка местных детей, не было бы никакого внимания СМИ и силовых структур.

Мы много исследовали школьную агрессию, изучали школы с мигрантами и нигде не видели, чтобы национальность становилась причиной длительных конфликтов. Школа — толерантное и благополучное место для межэтнических отношений. Поддерживать такую комфортную атмосферу очень важно, однако часто школа становится местом контроля взрослых мигрантов. Это и есть причина внимания к случаю в Нижнем Новгороде. Разные ведомства пытаются сделать образовательные учреждения своими агентами в выполнении миграционных требований, добиваясь, чтобы школа постоянно проверяла документы о законном пребывании на территории Российской Федерации.

Такая практика мешает школам. Во многих странах их освобождают от контроля, и дети там учатся без проверки легальности их статуса. Школу нужно беречь, у нее другие важнейшие задачи в обществе.

История с подростками, которые избивают людей на камеру, имеет похожие свойства?

Нет, это не про детей и не про школу. И в общем-то не про межэтнические отношения. Среди подростков старшего возраста сложилась так называемая культура унижения, когда они кого-то ловят и мучают на камеру. Это, безусловно, российский тренд, который говорит о состоянии агрессии в обществе в целом. Правда, когда одни русские подростки унижают других и снимают на видео, это редко попадает в новости. Кроме нашумевшего случая с ЧВК «Редан», потому что он был масштабным.

Есть, конечно, и другая особенность. На Кавказе больше выражена культура агрессивной маскулинности -- мы видим это по тому, например, как почитают там единоборства

Кроме того, участники этих избиений — граждане России. Тут срабатывает эффект второго поколения, выросшего в принимающей стране. Первое поколение мигрантов — в частности, родители этих молодых людей, приехавшие в новую страну, — не склонны к публичным конфликтам. Они здесь для того, чтобы строить новую жизнь и интегрироваться в принимающее общество. А их дети, которые родились и выросли в России, ведут себя уже иначе. Перед ними не стоит явная задача интеграции, их жизнь уже налажена, они чувствуют, что ничем не хуже, чем остальные граждане, но при этом могут сталкиваться с отрицательным отношением.

Если мигранты первого поколения не обращают внимания на то, что к ним относятся как к приезжим, то их дети, выросшие здесь, воспринимают это как обиду. Все известные мне случаи коллективной агрессии связаны как раз с такими детьми, а вовсе не с иностранными гражданами.

А с чем связана прокатившаяся волна ненависти к евреям в Дагестане? Реакция на нынешние политические события?

Там нет особой ненависти, но есть два момента. Во-первых, на Кавказе готовность к массовой мобилизации и выступлениям толпы гораздо выше, чем в других регионах России. Отчасти потому, что на Кавказе больше развита культура демонстрации солидарности малых народов.

Во-вторых, там много безработной или малозанятой молодежи. Это важнейший фактор осмысленных и бессмысленных волнений в обществе. Такая молодежь готова протестовать, когда возникает любой политический триггер. Здесь возникла мобилизация мусульман против евреев, причем не каких-то конкретных, а вполне себе абстрактных.

Как можно объяснить тот факт, что сейчас в Госдуме пытаются все больше и больше усложнить условия пребывания и работы мигрантов в стране? Например, им хотят запретить работать в школах и больницах.

Совершенно непонятно, почему, например, женщина-мигрант не может быть няней или гардеробщицей. Более того, мигрантов, которые у себя на родине работали учителями, нужно срочно приглашать работать в местные школы, чтобы они помогали интегрироваться детям из Средней Азии и поддерживали среди них дисциплину. Я видел примеры, когда учительницы-мигрантки поддерживают связь с местной диаспорой. Чуть что — они звонят в мечеть помощнику имама и просят поговорить с родителями по тому или иному вопросу.

В Петербурге мне жаловались, что взяли учительницу из Средней Азии на работу, и она очень помогала школе, но с ней не смогли продлить с договор из-за проблем с документами. Есть же еще вредное ограничение, которое состоит в том, что мигрант получает разрешение на определенный вид деятельности, что может помешать ему работать в школе.

Очевидно, что такие предложения -- это просто глупость и агрессивная активность депутатов, которые такие же люди, как и мы все. Нужно, напротив, поощрять мигрантов, нанимающихся в школы