Уральские металлургические предприятия знакомят школьников с производством и проводят фестивали точных наук
Не секрет, что в последние годы интерес к рабочим профессиям и инженерным специальностям среди школьников заметно снизился и только сейчас начал восстанавливаться.
В Свердловской области развиваются федеральные проекты "ИT-куб", "Кванториум", "Точки роста", призванные с юного возраста заинтересовать ребят техническими специальностями. А с 2014 года в регионе есть и собственная программа - "Уральская инженерная школа". Причем в нее вовлечены даже детские сады: играя, малыши узнают об инженерных специальностях. В школах создаются лаборатории, кабинеты технологии и мастерские. Только в 2023 году такие специализированные аудитории оборудованы в десяти муниципалитетах области.
Предприятия региона, заинтересованные в мотивированных и грамотных кадрах, тоже не остаются в стороне. Они популяризируют технические и инженерные специальности, знакомят ребят с реальным производством. Например, компания РУСАЛ проводит всероссийскую олимпиаду "13 элемент. Алхимия будущего", фестиваль #Наука, организовала профориентационный "Карьерный цех".
- Компания начинала выстраивание системы профориентации школьников с внеучебных мероприятий, - рассказала "РГ" директор по персоналу Уральского алюминиевого завода Анна Соломеина. - Это экскурсии на заводы, волонтерские мероприятия, фестиваль #Наука, в рамках которого каждый школьник может себя попробовать в роли ученого - физика, химика или биолога. Подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ ученикам 9-х и 11-х классов помогает корпоративный профориентационный проект "РУСАЛ-классы", действующий в онлайн-режиме.
Главная цель профориентационной работы со школьниками, считают в компании, - стимулировать ребят к выбору физики и химии для сдачи ЕГЭ. И самым эффективным инструментом оказался профориентационный летний лагерь "Экспедиция на планету РУСАЛ", который ежегодно работает в Каменске-Уральском и Краснотурьинске. В течение трех недель школьники проходят квесты, викторины, занимаются спортом и знакомятся с металлургическими профессиям. Эффективность формата подтверждает то, что 80 процентов выпускников летних смен поступают в технические колледжи и вузы. В компании хотят внести свою лепту и в подходы к профориентации школьников всей страны.
- Единая модель "Россия - мои горизонты", которая с сентября внедряется в российских школах, кажется нам слишком общей, - отметила Анна Соломеина. - Предлагаем превратить ее в программу, расписанную для каждой школьной параллели с шестого по одиннадцатый класс - по часам, темам и так далее. Этот вопрос мы вынесли на обсуждение в правительство Свердловской области. Имея базовый вариант, школы и учреждения профессионального образования совместно с кадровыми службами предприятий смогут наполнить его необходимым содержанием. Это позволит школьникам на практике знакомиться с востребованными профессиями, целенаправленно готовиться к экзаменам, а затем - получать перспективную работу на предприятиях своих городов.
Корпорация ВСМПО-АВИСМА открыла на базе Верхнесалдинского авиаметаллургического колледжа образовательное пространство - профессионально-индустриальный кластер "Перспектива". В нем школьников обучают первой профессии с последующим трудоустройством в компанию. Расположенные на 1300 квадратных метрах мастерские, лаборатории и учебные аудитории посещают более полутора тысяч школьников. Проект является частью системной работы по привлечению молодых кадров в наукоемкое титановое производство.
- ПИК "Перспектива" - уникальный проект для современной России, - поясняет начальник отдела по работе с учебными заведениями корпорации Елена Польникова. - Хотя его аналоги - школьные УПК - успешно работали в советском прошлом. Мне кажется, системная подготовка школьников к будущей профессии в ближайшие пять лет станет новым трендом в стране. Ребята после обучения уже точно знают, кем пойдут работать. Нехватка кадров привела к серьезной борьбе за талантливых детей, а ПИК как раз создан для того, чтобы помочь ребятам сделать выбор в пользу среднего профессионального образования и мотивировать их пойти работать на наше предприятие.
Образовательное пространство в Верхней Салде доступно для всех школьников, студентов и преподавателей города, а обучение организовано по десяти направлениям - от токаря до специалиста в области 3D-технологий. Во время учебы ребятам выплачивается стипендия, а по итогам выпускного экзамена школьники подписывают трудовой договор и становятся частью коллектива корпорации на период летних каникул. По итогам 2022 года 43 процента девятиклассников, которые обучались в "Перспективе", были зачислены в Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж.
В Верхней Салде реализуется еще один необычный проект. Акционер ВСМПО-АВИСМА Михаил Шелков основал благотворительный фонд содействия образованию "Эмпатия". Проект дает возможность педагогам Верхней Салды развивать свои компетенции и финансово их поддерживает - доплачивает каждому учителю почти половину от его зарплаты.
Предприятия региона, заинтересованные в мотивированных и грамотных кадрах, популяризируют технические и инженерные специальности, знакомят ребят с реальным производством
Компания ЕВРАЗ реализует в образовательных учреждениях Качканара и Нижнего Тагила целый ряд масштабных профориентационных проектов: "Инженерный класс", ИТ-академия ЕВРАЗа, "Люди будущего", корпоративный трек Всероссийского акселератора социально-предпринимательских инициатив RAISE РАНХиГС, - рассказал "РГ" директор по персоналу и социальным вопросам дивизиона "Урал" Сергей Селькин. - Более 1000 детей ежегодно участвуют в профориентационных мероприятиях компании на Урале. Участники чемпионата ЕВРАЗа по высокотехнологичным профессиям - старшеклассники и студенты образовательных организаций Нижнего Тагила, Качканара, Новокузнецка, Нижней Туры и Лесного. В ходе подготовки ребята получают дополнительные знания по направлениям инженерного профиля и постигают азы профессий: лабораторного химического анализа, сварочного дела, инженерного дизайна CAD и других.
На предприятиях компании ЕВРАЗ НТМК и ЕВРАЗ КГОК в регионе активно развивается промышленный туризм. Учащиеся школ, а также дети сотрудников комбинатов вместе с родителями посещают карьеры, цеха предприятий, наблюдают за работой агрегатов, имеют возможность задать горнякам и металлургам любой вопрос и узнать о профессиях из первых уст.
В тему
Первые инженерные классы в городе Чусовой Пермского края открыла группа "Объединенная металлургическая компания" (ОМК). В школе N 5 оборудовали кабинеты физики и химии, в которых учащиеся 10-11-х классов будут углубленно изучать эти предметы во внеурочное время.
На свои средства предприятие отремонтировало помещения, приобрело мебель, до конца года закупит и лабораторное оборудование для кабинетов химии и физики на сумму более миллиона рублей.
При участии специалистов Чусовского завода компании для школьников разработали новую модель профильного инженерного образования. Она предполагает углубленное изучение технических предметов и внеурочную деятельность под руководством педагогов школы и наставников с предприятия.
Для старшеклассников также будут организованы экскурсии в лаборатории и на действующее производство.
"Инженерно-техническая подготовка позволит ребятам изучить основы профессии, повысит шансы поступить в вуз и в дальнейшем работать по специальности. Наше предприятие развивается, с каждым годом растет потребность в молодых специалистах. Рады будем видеть выпускников технических специальностей в числе наших сотрудников", - прокомментировала создание инженерных классов директор по персоналу завода Жанна Леушина.