Нужно ли штрафовать родителей за плохое поведение детей в ресторанах

В России нет необходимости вводить штрафы за плохое поведение детей, как это сделали в ресторане Toccoa Riverside в штате Джорджия в США, считает председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Об этом он заявил "Российской газете"

Нужно ли штрафовать родителей за плохое поведение детей в ресторанах
© Российская Газета

По данным американских СМИ, в ресторане начали штрафовать родителей за плохое поведение их детей. Штраф можно получить, если ребенок бегает и мешает официантам, шумит, со звуком играет в планшет. Однако для России эта проблема неактуальна, и потому она не требует какого-либо законодательного регулирования, считает депутат.

Он отметил, что если ресторан, бассейн, отель или другое заведение хочет, чтобы там была тишина и дети никому не мешали, он может ограничить вход для них. И некоторые заведения так и делают, допуская посетителей с детьми с определенного возраста.

"Иначе получается обман - с одной стороны детей пускают, с другой - штрафуют родителей. Но ведь ребенок - не робот, которому можно нажить на кнопку, чтобы он замолчал. Ребенок растет, развивается, познает мир, в ресторане ему может быть все интересно - и новые люди, и новые блюда, и само место",- говорит Нилов.

Также он считает, что солидный уважающий себя ресторан, куда могут прийти отдохнуть семьи с детьми, предусмотрит для детей и специальную детскую комнату, и аниматора, чтобы ребенок мог отдыхать параллельно с родителями. И некоторые заведения так и поступают.

"Иногда шумные и веселые дети только добавляют позитивных эмоций в нашу перегруженную проблемами и отрицательными эмоциями жизнь", - добавил депутат.

Что касается шумного поведения детей в общественном транспорте, тут Ярослав Нилов тоже не видит проблемы. "В самолетах дети часто плачут, потому что от перепадов давления у них могут начать болеть уши или живот. Дети могут чувствовать дискомфорт, и это совсем не повод штрафовать родителей. Если же дети начали вести себя слишком шумно, веселиться, всегда можно попросить родителей отвлечь детей или обратиться к бортпроводнику", - отметил он.

Как вам это

Екатеринбург

Максим Венгер, управляющий екатеринбургским рестораном Le Bourg:

- Если рассматривать рестораны среднего сегмента, куда гости приходят с детьми и где им комфорт не важен, они ориентируются в первую очередь на ценник и большую порцию. Они, конечно, будут против таких штрафов, если их позволят ввести. И, напротив, "за" будет аудитория, которой важен комфорт, которая готова платить, чтобы там совпадали все условия для отдыха: атмосфера, свет, музыка, отсутствие лишего шума, качество блюд. Думаю, что на самом деле гости ресторанов премиального сегмента были бы рады, чтобы там ввели что-то подобное, чтобы было меньше постороннего шума.

У меня у самого пятилетний сын, я его воспитываю так, чтобы было комфортно с ним на публике. Мы сразу договариваемся с ним, что если мы приходим в ресторан без детской комнаты, это место про "поесть", а не про "тусить". Он прекрасно понимает, что если это ресторан без воспитателей, нянечек и детских игровых комнат, то будь добр, сын, соблюдай правила этого ресторана: бегать нельзя, кричать нельзя, ты не дома, здесь все соблюдают правила!

Считаю, что одними штрафами обойтись нельзя, нужно воспитывать аудиторию. Например, когда только-только открывался наш ресторан, его задумывали как место "чайлдфри" - свободное от детей: специально не разрабатывали детское меню, не закупали детскую мебель. Но аудитории не очень это понравилось. Само заведение оценили, но среди отзывов упоминалось, что, к сожалению, с детьми туда не попасть. Мы пересмотрели эту политику, с детьми к нам можно, весь обслуживающий персонал старается донести до родителей с детьми, как себя вести, чтобы не мешать другим.

Тула

Симон Багдасарян, коммерческий директор компании "Тульский ресторатор":

- Отношусь к этой идее отрицательно. Ресторан - это место семейного досуга. Нельзя исключать вероятность того, что дети балуются. Мы стараемся в каждом из наших ресторанов организовать детскую зону, чтобы дети могли нивелировать свою энергию. У нас есть и детские меню - по вкусу и по виду, ведь дети выбирают глазами, чтобы могли получить то, что им нравится. И мы, и наши гости знают, что пришли в семейный ресторан, и ориентируются на это. Сейчас во многих тульских ресторанах по выходным, когда больше всего приходят семьи с детьми, приглашают аниматоров, чтобы всем было максимально комфортно. Не представляю, чтобы в России кого-то оштрафовали за поведение детей. Ресторан - это общественное место, никто же не штрафует родителей в ТЦ, если их дети бегают.

Рязань

Дмитрий Кирилин, управляющий ресторанов "Графин", "Старый мельник":

- У нас эта проблема решается с помощью разделения залов. Есть зал, где можно посидеть с детьми и где - нет. Это при бронировании мест сразу оговаривается. Поначалу новшество вызвало недовольство. Мы объяснили его с точки зрения безопасности детей: переносятся горячие блюда, если они толкнут официанта, могут обжечься, опять же - на столах небезопасные острые предметы и т.п. В детских залах есть аниматоры. Сегодня это вектор притяжения. Дети просят к нам прийти. И для родителей играет фактор выбора: дети поиграют, мы отдохнем. Более 10 лет назад над нами потешались. Сегодня мы говорим, что это рабочая модель. Надо только аккуратно подходить. И к тому же у нас вообще ни за что не штрафуют. Если вы в гостях разбили нечаянно тарелку, от вас же не требуют ее оплаты.

Калуга

Кирилл Окунев, генеральный директор ресторанов "Остерия", "Паб 102" и других:

- У нас ни в одном проекте нет детских залов. Но и проблем с детьми тоже нет. За последние несколько лет даже не слышал, чтобы менеджеры жаловались на стрессовую ситуацию, связанную с поведением детей. Здесь надо не штрафовать, а придумать, как занять детей. Да и подобные штрафы - это репутационные потери. Сейчас такой конфликт снимут на телефон, выложат в Сеть. Зачем нам это надо?

Ростов-на-Дону

Вадим Сорока, владелец кафе "Старые друзья":

- На мой взгляд, отличная инициатива. От шума и безобразного поведения чужих детей не должны страдать люди, пришедшие в заведение отдохнуть, пообщаться и поесть. Задача воспитывать ребенка и прививать ему культуру поведения в общественных местах лежит исключительно на родителях. Если на законодательном уровне было бы возможно вводить подобные штрафы и у нас, я бы однозначно с радостью это поддержал. Нарушает ли это права людей? На это у меня встречный вопрос: а почему нарушаются права других посетителей, которые пришли в кафе получить качественную услугу, а не слушать чужие крики? Порой нам приходится успокаивать балующихся детей и делать строгие замечания родителям, которым нет до этого никакого дела.

Юлия Гричаниченко, мама, учительница:

- У нас двое сыновей - шести и тринадцати лет. И младший ребенок все время достает старшего. Вот буквально вчера мы ходили на ужин ресторан, где они подрались прямо посреди зала. Обошлось без разбитой посуды, но внимание пары столиков мы привлекли. Конечно, было стыдно, но в таком ситуации вряд ли стоит осуждать детей, а тем более их родителей. Дети не всегда отдают себе отчет, в каком месте они находятся, у них еще нет такого жизненного опыта и такого глубокого понимания уместного или неуместного поведения. У нас интеллигентная семья и прекрасные мальчишки, но даже они иногда могут забыть про окружающую обстановку.

Скорее всего, этот американский ресторан просто придумал необычный маркетинговый ход, чтобы привлечь к себе внимание. И раз мы его обсуждаем - значит, им это удалось! Однако, это не нормальная практика. Если вы хотите поблагодарить ресторан за терпение официанта или за то, что он помог вам убрать за детьми или успокоить их, вы можете отблагодарить сотрудника при помощи чаевых. Думаю, это адекватная форма "компенсации".

Омск

Алеся Григорьева, руководитель общественной ассоциации по защите интересов семьи "ДОМ":

- Если ресторан позиционирует себя как семейный, то он должен не штрафовать родителей, а создавать все условия для комфортного пребывания в нем семьи с детьми. Например, оборудовать игровую или предусмотреть чем занять маленьких посетителей - принести им фломастеры, раскраски, настольные игры.

У меня шестеро детей, и, к сожалению, большинство ресторанов и торговых центров не приспособлено для семейного отдыха. Иногда даже платные комнаты матери и ребенка встречаются. Но хорошо хоть не штрафуют.