Маленькие герои: шесть историй про детей и подростков, спасших чужие жизни

В Совете Федерации наградили детей-героев, вручив им медали «За проявленное мужество». «Вечерняя Москва» пообщалась с участниками резонансных историй и узнала, на что способны дети и подростки, отваги и смелости которых хватило бы на миллионы взрослых.

Маленькие герои: шесть историй про детей и подростков, спасших чужие жизни
© Вечерняя Москва

Не в пример современным блогерам, кующим свой бюджет на трансляциях бытовой личной жизни, эти ребята скромны и немногословны.

Пловец и ныряльщик Гордей Рыбаков

Юному спасателю из подмосковных Люберец, которого наградили в рамках проекта «Дети-герои», 10 лет. Когда Гордей увидел, как тонет девочка, ему было девять. Все случилось этим летом на искусственном пруду во Владимирской области.

— Увидел, как голова девочки всплывает над водой, услышал, как дети зовут на помощь, и побежал, — вспоминает Гордей. — Она была на середине озера. Я ни о чем не думал. Надо было быстро доплыть. Мне было не страшно. Я нырял и толкал девочку к берегу.

Воды Гордей не боится. Плавать научила мама на речке в два годика.

— Сын вначале научился плавать под водой, — говорит мама Екатерина. — Потом я купила ему трубку и ласты, он плавал с ними и в какой-то момент смог держаться и плыть на воде. Сама удивляюсь, как он ныряет и не зажимает нос.

Мальчик учится в 4-м классе, любит физкультуру, математику и бьет рекорды погружения в ванной.

Юный пожарный Саша Шелепов

Как рассказала мама Саши Наталья, мальчик с бабушкой занимались в комнате. 9-летний Саша решил сходить на кухню, где увидел горящие шторы. Он не испугался и, не дожидаясь бабушки, заполнил водой из-под крана ковш, и самостоятельно потушил очаг. Затем Саша заметил тлеющую москитную сетку на окне и окурок на полу, которые также залил водой.

Как выяснили подоспевшие пожарные, сигарета стала причиной возгорания. Нерадивый житель верхних этажей выкинул ее в окно, а ветер занес в квартиру. Не случись Саше вовремя заметить возгорание, произошла бы трагедия.

Небесный спаситель Богдан Рудик

Об этой истории писали газеты в феврале 2019 года. 16-летний школьник на рейсе «Москва — Сочи» спас мужчину, который потерял сознание.

— Мы летели с отдыха, катались на лыжах, — вспоминает Богдан. — У мужчины пошла из носа кровь. Он потерял сознание. Когда стал оказывать помощь, кровь попала в гортань, перекрыв дыхание.

10-классник использовал знания, полученные в школе по программе «Медкласс в московском школах», до посадки делал с помощью аппарата искусственное дыхание. Человека удалось спасти. А Богдан после этого решил идти фельдшером в санитарную авиацию, чтобы помогать там, куда доехать уже невозможно.

Невидимый защитник Матвей Холодков

Сейчас Матвею 16, он учится в столичном колледже на реставратора. В 14 лет он защитил от пьяного хулигана девочку, а потом помешал грабителю отобрать у пенсионерки сумку. В 6 с небольшим утра парень отвечает на запрос «Вечерней Москвы» коротко: «Не хочу об этом говорить. Все произошло спонтанно».

И даже на передовой

Отважный Федор. Десятилетний Федя из Брянской области спас двух первоклассниц от рук украинских диверсантов, совершивших набег на приграничные территории. 2 марта неонацисты обстреляли машину, в которой он с двумя девочками и водителем ехал в школу. Водитель погиб, мальчик был ранен. Но он собрал все свое мужество, смог вместе с девочками покинуть машину и добраться до безопасного места.

Егор из Донецка. Десятиклассник Егор Трачковский на днях удивил всех храбростью. После обстрела города кассетными боеприпасами он самостоятельно расчистил опасный участок ради безопасности своих соседей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Снегуров, заслуженный учитель России, кандидат психологических наук:

— Феномен подвига не изучен до конца. Порой человек, который всю жизнь был скромным, неприметным, в экстремальных ситуациях совершает героические поступки. А люди, которые всегда на виду, занимаются в фитнес-зале, остаются в тени в экстремальной ситуации и никак не проявляют себя. Я считаю, что совершение подвига зависит от целого ряда факторов: во-первых, это природные заложенные данные, и во-вторых, какая работа ведется с ребенком: какие книги он читает, какие фильмы смотрит, с какими людьми он общается. Вкупе это все влияет на то, как ребенок поведет себя в экстремальной ситуации.

Владимир Наманюк, председатель Совета ветеранов Отдела МВД России по району Замоскворечье:

— Для совершения подвига должен быть внутренний стержень. На это могут быть способны отъявленные хулиганы, на которых в обычной жизни махнули рукой: мол, пропащий человек.

Яркий пример — это Александр Матросов, который до войны был осужден за кражу, отбывал наказание в колонии. А с началом Великой Отечественной войны попросился на фронт и проявил себя героем. Он был первым в истории ВОВ, кто накрыл грудью дзот, погиб, но дал возможность красноармейцам атаковать врага. За этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.