Запрет смартфонов в школах: о чем спорят депутаты, родители, учителя
Комитет Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства рекомендовал принять в первом чтении законопроект, регулирующий использование школьниками смартфонов на уроках. И у сторонников, и у противников запрета мобильных телефонов есть свои аргументы. Что предлагают депутаты и как разделились мнения образовательного сообщества по поводу этой инициативы — в материале NEWS.ru.
Что предлагается в законопроекте
Документом предлагается внести изменения в закон «Об образовании в РФ». Депутаты считают необходимым прописать, что школьники не должны «пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий». При этом поправки предусматривают, что использование телефонов во время уроков допустимо в учебных целях и в экстренных случаях. Существующее законодательство никак данный вопрос не регулирует.
Ранее комитет Совфеда по науке, образованию и культуре также поддержал законопроект, запрещающий школьникам использовать телефоны и другие гаджеты для связи на уроках. Главы профильного комитета сената Лилия Гумерова стала одним из соавторов документа. По ее словам, инициатива направлена на защиту педагогов.
В ходе заседания Совфеда, сенатор напомнила о рекомендации Роспотребнадзора по ограничению использования мобильников на уроках. По ее мнению, если зафиксировать такую норму законодательно, это «усилит позицию правильного пользования телефонами». Гумерова заверила, что многие родители школьников приветствуют инициативу.
Учителям дадут право ограничивать использование телефонов
Член комитета по образованию Совета федерации Айрат Гибатдинов в разговоре с NEWS.ru признал, что «в теории инициатива абсолютно верная». По его словам, современные дети проводят слишком много времени в гаджетах, что негативно влияет на развитие центральной нервной системы и концентрации. Он подчеркнул, что важно повысить престиж учителей: дети должны уважать их, понимать, что педагог имеет полное право забирать телефоны на время урока и делать замечания, требовать соблюдения дисциплины.
Он отметил, что каждый родитель приобретает смартфон ребенку прежде всего для того, чтобы быть с ним всегда на связи, узнать, дошел ли он до школы, все ли у него хорошо, не обижают ли его.
Ранее спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявляла, что школы должны самостоятельно выработать подход к ограничению использования смартфонов школьниками на основе рекомендаций Рособрнадзора, в целом аналогичных духу обсуждаемого законопроекта.
Какие вопросы есть к законопроекту
Автор Telegram-канала «Наука и университеты», профессор Евгений Белый заявил NEWS.ru, что нынешний законопроект представляется ему достаточно взвешенным.
«Во-первых, судя по документу, отбирать смартфоны у школьников никто не собирается. Во-вторых, оговорены два случая, когда школьник может воспользоваться телефоном: в экстренных случаях и при использовании в учебном процессе по решению учителя. Наконец, важно, что во время перемен пользование средствами связи не ограничивается. Неясно только, каким пакетом мер будут располагать образовательные учреждения в случае нарушения законодательства», — пояснил Белый.
Как регулируется использование телефонов сейчас
Нынешнее обсуждение правил использования мобильных телефонов в школах стало развитием давно появившегося тренда. Так, в 2019 году Роспотребнадзор выпустил «Методические рекомендации», предлагающие «ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса». Там же содержатся и исследовательские данные о зависимости между временем пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся.
Эксперт в сфере образования, директор Ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал» Валерия Касамара в разговоре с NEWS.ru напомнила, что в 2021 году в России вступили в силу санитарно-эпидемиологические требования, которые предусматривают, что «для образовательных целей мобильные средства связи не используются».
«Цифровой детокс учеников на уроках с точки зрения результатов учебы — практика полезная. Но надо учитывать еще и бытовые причины (например, когда ребенок самостоятельно добирается до школы и сообщает родителям, что все с ним в порядке), а также особые или экстренные случаи, когда мобильная связь является критически необходимой. Таким образом, сделать уроки пространством без телефонов — означает снизить отвлекающие факторы и повысить успеваемость, но вне уроков в школе должна быть возможность использования мобильных», — пояснила Касамара.
Стоит ли полностью запретить смартфоны в школах
Зампред комитета Госдумы по здравоохранению (ЛДПР) Сергей Леонов рассказал NEWS.ru, что смартфон, по его мнению, «гипнотизирует» многих детей: «Они так погружаются в переписку друг с другом, в игры, в серфинг интернета, что буквально выпадают из реальности. В таком состоянии они, конечно, не воспринимают обучение, страдает их социализация. Это раздражает и учителей, и родителей. Однако формально отобрать у ребенка телефон или запретить им пользоваться нельзя. У учителя такого права нет. Эти издержки цифровизации мы должны отрегулировать».
По мнению Леонова, тотальный запрет телефонов в школе недопустим, потому что гаджеты — это «и связь с родителями и многие полезные онлайн-сервисы».
Школьный педагог Екатерина Крюкова считает, что возможный запрет на использование гаджетов может помочь решить вопрос с электронными играми на уроках — увлечение ими приводит к низкой усвояемости материала. Однако она также считает, что лучше не делать запрет полным, а оставить возможность применения телефона на усмотрение учителя, чтобы сохранить интерактивную составляющую урока.
«Многие учителя давно научились использовать смартфоны во благо, например, с помощью приложений на телефоне или планшете можно сделать урок интерактивным, быстро решать тесты, проходить интересные задания для более легкого восприятия материала учеником», — подчеркнула Крюкова в разговоре с NEWS.ru.
Почему оставлять детей без смартфонов опасно
Есть и другая составляющая этой проблемы, связанная с безопасностью. Запрещать использование смартфонов в школах нельзя, поскольку их наличие у детей в некоторых случаях позволяет избежать неприятностей и даже трагедий, считает руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин.
«Конечно, во всем необходим баланс, но при этом не стоит забывать: именно благодаря смартфонам мы узнаем о буллинге и недобросовестных педагогах. Смартфон подчас может обеспечить безопасность получше пистолета», — пояснил Долинин в разговоре с NEWS.ru.
Он полагает, что школам необходимо учитывать современные реалии и использовать мобильный телефон в качестве помощника: «Кухонным ножом можно убить, а можно нарезать торт. Почти такая же история и с мобильными телефонами».
Между тем 81% российских родителей поддержали запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Таковы результаты опроса образовательной компании MAXIMUM Education. Респонденты указали, что гаджеты мешают учебному процессу. Вместе с тем 13% опрошенных считают, что ребенок всегда должен быть на связи, 6% респондентов пока не определились с мнением по данной теме.
Читайте также:
В РФ массовый дефицит учителей по предметам ЕГЭ: какие регионы страдают
Правила перехода в 10-й класс и колледжи хотят изменить: что стоит за этим
Профсоюз: в большинстве регионов России оклады учителей оказались ниже МРОТ
Школу в ХМАО проверяют после жалоб на отсутствие денег для зарплат
Эмоционально-тепловая завеса: ЧП в Великих Луках обнажило «закрытость» школ