В Салехарде телефонные мошенники похитили ребенка для шантажа родителей
Дикий случай телефонного мошенничества с похищением десятилетней девочки произошел в Салехарде.
Как рассказала "РГ" старший помощник руководителя СУ СКР по ЯНАО Елена Демьянова, преступники позвонили на телефон ребенка со словами: "Твоя мама попала в аварию". И тут же, для достоверности, перевели разговор на "доктора", который сообщил, что для спасения мамы срочно нужно найти два миллиона рублей на операцию.
Конечно, девочка насмерть перепугалась за здоровье матери и начала послушно искать деньги по всему дому. Два миллиона не нашла, сказала мошенникам, что у нее самой только несколько тысяч в копилке. Тогда "доктор", который вел ее все это время, вызвал школьнице такси и сказал, что нужно поехать за город, в поселок Аксарка, в 50 километрах от Салехарда. Там возле кафе ее будет ждать папа, которому она и передаст деньги на операцию матери.
При этом телефон девочку попросили выбросить: мошенникам было важно, чтобы ребенка не вычислили по геолокации. Девочка села в машину такси и отправилась в Аксарку. Ничего не подозревающий таксист привез школьницу к кафе, но почувствовав неладное, решил не оставлять ее.
Таксист решил не высаживать девочку в странном месте, а ждать вместе с ней, пока не придет папа.
В это же время аферисты уже звонили маме и сказали, что ребенок похищен, угрожали убить девочку, если им не перечислят два миллиона рублей. Женщина, конечно, начала звонить дочери. Безрезультатно. Примчалась домой, а там все перевернуто, ребенка нет.
Тогда она немедленно обратилась в полицию. По записям с камер видеонаблюдения стало понятно, что ребенок сел в такси. Правоохранители быстро вычислили машину и связались с водителем. Сейчас девочка дома, с родителями. С ней все в порядке, если не считать сильного психологического шока, который она испытала за здоровье матери, да и из-за всей этой жуткой истории.
Как сообщили в Следственном управлении Следственного комитета по ЯНАО, мошенники звонили с разных номеров, высвечивались коды Индии, России, Украины.
Уже заведено уголовное дело по статьям "мошенничество" и "вымогательство".
Аналогичный случай имитации похищения произошел недавно в ямальском Лабытнанги. Там мошенники якобы похитили пожилую женщину. Но ее родные успели вовремя обратиться в полицию, и большого шума такое "похищение" не наделало.
На самом деле с прошлого года в центральных областях России телефонные мошенники стали практиковать именно такие "похищения".
Но до этого случая в Салехарде жертвами телефонных мошенников становились только взрослые люди. В основном - пожилые. Их не просто запугивали грядущими проблемами. От тех, кого удавалось запугать, требовали почти то же самое - обязательно оставлять дома телефоны,чтобы с человеком невозможно было связаться. Непременно уезжать в другой регион, снять там номер в гостинице и ждать звонка мошенников. А в это время у их близких требовали денег.
Формально никто пожилых не похищал - сами уехали, сами скрывались. Большинство из них до того запуганы, что просто отказывались писать заявления в полицию.
Хотя уголовные дела возбуждались в каждом случае. Но вот как идет по этим делам расследование и идет ли вообще, нам узнать до сих пор не удалось. Есть подозрение, что дела так и остались нераскрытыми. Явно эти мошенники находятся далеко. У них на руках только базы данных с нашими именами-фамилиями, телефонами, номерами машин и адресами.
Ситуация в Салехарде случайно закончилась почти благополучно только благодаря тому, что водитель такси оказался нормальным человеком
Новый вид мошенничества опасен тем, что он фантастически быстро мутировал до очень опасных границ. Запуганные пенсионеры, согласитесь, это один вариант, а так пугать детей - совсем другое дело.
Ситуация в Салехарде случайно закончилась почти благополучно только благодаря тому, что водитель такси оказался нормальным человеком и не оставил ребенка одного в полусотне километров от города. Ведь сейчас на Ямале самая настоящая зима.
Даже думать не хочется, что могло бы произойти, если бы этот человек формально отнесся к ситуации - деньги ему переслали, рейс он выполнил.
Но вот полагаться в таких ситуациях на волю случая очень опасно, потому как действия телефонных мошенников стали угрожать не только нашим кошелькам, но и жизни как взрослых, так и детей.
Комментарий
Владимир Герасименко, представитель по УрФО "Общественного совета по развитию такси в регионах России":
Вправе ли был таксист везти ребенка без сопровождения родителей? Да, закон не регулирует, со скольких лет пассажир может пользоваться такси. Когда поступает заказ, задача водителя - безопасно доставить пассажира до места назначения. Довольно часто родители вызывают такси своим детям. Например, из школы или в школу. И если они доверяют водителю, это их право. В данном случае водитель, конечно, не знал, что действуют мошенники, и упрекнуть его в чем-то сложно. Как мы видим, он все же насторожился: довез ребенка, но одного не оставил, ждал, как разрешится ситуация. То есть он поступил по-человечески, по-мужски правильно.
Кстати
ЦБ отмечает распространение новой мошеннической схемы, когда злоумышленники маскируются под сотрудников регулятора. Она особенно активно используется в регионах, рассказали "РГ" в Банке России.
"Мошенники создают аккаунты в популярных мессенджерах от лица руководителей Банка России. Страницы содержат реальные данные руководителей (фамилия, имя, отчество, фото - эти сведения берутся из интернета) и выглядят максимально достоверно. Используя фальшивые аккаунты якобы служащих Банка России, злоумышленники отправляют сообщения руководителям или заместителям различных крупных компаний или государственных органов. В письмах такие лжесотрудники просят помочь им, например, в задержании аферистов в кредитной организации и предупреждают о скором звонке уполномоченного сотрудника из профильного министерства. Они рекомендуют следовать инструкциям звонящего, а о факте разговора никому не рассказывать. После этого злоумышленники звонят потенциальной жертве и под различными предлогами пытаются заполучить доступ к банковским данным или убеждают добровольно перевести деньги на подконтрольные мошенникам счета", - отмечают в ЦБ.
В ЦБ предупреждают, что сотрудники регулятора не используют общедоступные мессенджеры или социальные сети для решения служебных вопросов. О всех подобных случаях мошенничества необходимо сообщать в правоохранительные органы. "Мы полагаем, что описанную схему злоумышленники могут применять и в отношении обычных граждан. Например, за счет создания поддельных аккаунтов друзей человека в социальных сетях", - добавляют в ЦБ.
Банк России рекомендует сохранять бдительность и не сообщать посторонним личные и финансовые данные, под каким бы предлогом или каким бы способом их ни пытались узнать. Не нужно совершать денежные операции по просьбе незнакомых лиц. При возникновении сомнений по сохранности денег на банковском счете необходимо позвонить в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на оборотной стороне банковской карты.
В Минфине считают, что банки должны нести финансовую ответственность за похищенные у их клиентов деньги. Об этом заявил директор департамента финансовой политики минфина Иван Чебесков. "Нужно, чтобы банки разделяли часть вот этих денег, которые у граждан забирают. Сейчас, по сути, в большинстве случаев гражданин сам с этим разбирается, то есть у него украли деньги, он идет в суд, обращается, но статистика очень плачевная, порядка, по-моему, 5%, которые реально удается доказать, что гражданину можно возвращать деньги", - сообщил Чебесков. Похищенные деньги зачастую сложно вернуть, поскольку жертвы сами сообщают злоумышленникам конфиденциальные данные: CVV-код банковской карты, пароли и одноразовые коды из СМС-сообщений. Разглашение этих данных чаще всего является нарушением банковского договора.
По мнению Чебескова, если (условно) обязать банки компенсировать, например, половину похищенного у клиента, то у них появится мотивация бороться с мошенниками. "По сути деньги будут вороваться напрямую у банков. Такой вопрос нужно проработать", - считает Чебесков.
Подготовил Роман Маркелов