Педагог-ветеран Лидия Уткина: «На уроках я учила детей излагать и защищать свою позицию на основе литературных произведений»
15.11.2023 В год, посвященный преподавателям, мы отдаем дань уважения представителям этой нужной и сложной профессии. Жительница Матушкино, ветеран педагогического труда и заслуженный учитель РФ Лидия Уткина – одна из них. Лидия Григорьевна родилась в Орехове-Зуеве. Брат и две сестры Лиды твердо решили, что станут учителями. А вот ее почему-то отправляли в политехнический… Но за пять дней до вступительных экзаменов девушка сделала выбор – путь, о котором мечтала с детства. – Я очень любила читать, с удовольствием погружалась в атмосферу литературных историй. А по вечерам мы всей семьей слушали театральные постановки, транслируемые по радио. В школе я восхищалась учителями русского языка и литературы. Выбор профессии был для меня очевиден. После окончания института 20-летнюю девушку отправили преподавать в национальную школу в Коми. Там она проработала два года. Было непросто: языковые барьеры, дети из трудных семей, не привыкшие учиться. Но приобретенный опыт был бесценен. Переехав в Зеленоград, Лидия Григорьевна сначала преподавала в школе №617, затем – №1353 (ранее №608). Это место стало для нее вторым домом. А может быть, и первым. – В этой школе я провела большую часть своей жизни, более 40 лет. Представить было страшно, что когда-то наступит день, и в 7.45 я не окажусь на рабочем месте. Здесь же более 20 лет трудилась в должности заместителя директора. Лидия Григорьевна прекрасно ладила с детьми. Ребята искренне доверяли ей свои секреты и никогда не боялись сказать правду. Ведь главный принцип работы педагога заключался в любви и взаимном доверии. – Как вы общались с ребятами? За что они вас уважали? – Я разговаривала с ними как со взрослыми. Честно признавалась в своих ошибках, не боялась просить прощения. На уроках я учила детей излагать и защищать свою позицию на основе литературных произведений, а на переменах мы всегда говорили по душам. На занятиях устраивали диспуты. По вечерам репетировали постановки из поэм «Мцыри», «Цыганы». Практически все ученики с удовольствием проводили время в обществе Лидии Григорьевны. Но бывали и исключения. – Никогда не забуду мальчика С. Каждый день я думала, как найти к нему подход. И нашла добрую сторону личности этого мальчишки. В отличие от остальных педагогов, называла его по имени. Никогда не ругала, просила о помощи. Внушала ему, что только от него все зависит. И мне удалось. Он стал одним из учеников, которыми я по праву гордилась. Лидия Григорьевна со слезами на глазах вспоминает драгоценные моменты. В школе она всегда чувствовала себя уютно. И дети к ней тянулись, делились самым сокровенным. Пятиклассница И. однажды рассказала учительнице свой сон: к ней приходил папа, который ушел из семьи, сажал на колени и крепко обнимал. А в школе И. находила поддержку в любимом педагоге. Одним из самых сложных моментов в жизни преподавателя был уход из школы. «Лидия Григорьевна, а вы правда увольняетесь?» – спросила ученица. И в классе воцарилась мертвая тишина… – Я не могла сдержать слез. Опустив головы, ученики тоже плакали. Тяжело было расставаться. Но я пообещала, что всегда буду рядом. Ведь именно эта работа сделала меня по-настоящему счастливой. Лидия Григорьевна больше не преподает в школе по состоянию здоровья, но поддерживает связь с любимыми детьми. «Школа – это вы», – повторяют уже взрослые мальчики и девочки, встречая Лидию Григорьевну на улице. Анастасия Захарова