"Не надо мне принца, дайте горбуна сыграть". Почему Евгений Градусов предпочитает не главные роли в мюзиклах
Мюзикл - возможность на три часа забыть о суете и погрузиться в другую вселенную. Не всегда сказочный. Как "нелёгкий лёгкий" выглядит изнутри? Материал из цикла публикаций, в котором мы общаемся с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра на нашей сцене. Какой момент в жизни любого артиста является переломным? Какие возможности есть у настоящего русского мюзикла? В чём состоит сверхзадача семейных спектаклей и почему детский репертуар нельзя пускать "на самотёк"? Сколько часов нужно провести в репетиционном зале, чтобы ансамбль спектакля стал един? У вас тоже нет ответов на эти вопросы? Артист Театральной компании Глеба Матвейчука, актёр театра и кино Евгений Градусов рассказал нам о том, что не всегда видно из зрительного зала. Кстати, поговорить с Евгением о жанре мы планировали ещё во время его гастролей в Омске в составе команды мюзикла "Последнее испытание" , но тогда, увы, времени нам не хватило. Поэтому отправившись на территорию артиста, мы всё же нашли возможность записать это интервью в антракте мюзикла "Микромир" (0+). - Евгений, давайте начнём с того, какими тремя характеристиками вы наделяете мюзикл как жанр? - Слёзы. Радость. Внутреннее обновление. И всё это одновременно. - Как вы считаете, когда смотришь спектакль, нужно включать рациональность и пытаться понять, как на тебя только что воздействовали? Или порой необъяснимо приходящий восторг или, наоборот, отторжение стоит оставить "магией театра"? - А зачем думать, как это работает? Это искусство. Оно аукается в душе и вызывает самые настоящие эмоции. Зачем готовиться? Если тебе радостно - насладись. Если нет, возможно, так и было задумано, ведь разные темы поднимаются. В любом случае - насладись эффектом. Мюзикл, я считаю, лучшее, что есть в театральном искусстве. Здесь артисты объективно одни из самых талантливейших людей, которые рождают на сцене великолепие. Текст, танцы, музыка - это крутые инструменты. Большинство зрителей к жанру уже привыкли, поэтому им остаётся лишь прийти и просто эмоционально поймать наш посыл - сверхподготовка здесь не нужна, просто приходите в театр. Евгений Градусов в мюзикле "Последнее испытание" - А на какой мюзикл вы сами пришли и ощутили: "Да, мой спектакль, я ощутил и прожил всё и даже больше"? - "Анна Каренина" (12+) - абсолютное попадание. До этого я по восемь раз на спектакли никогда не ходил. Этот мюзикл для меня самый-самый. Это, на мой взгляд, настоящий русский мюзикл, на котором раскрываются все струны нашей души и со стороны артистов, и со стороны зрителей. - Мы с вами общаемся в антракте "Микромира" - семейного мюзикла Глеба Матвейчука. Как считаете, в чём сверхзадачи таких спектаклей? - Знаешь, в любом возрасте нужно верить в волшебство и в сказку. Производство качественных семейных мюзиклов - необходимо. Отчасти это работа на формирование зрителя завтрашнего дня. Сегодня они дети, которые смотрят и развиваются, а завтра - это взрослые, которые, надеюсь, любят театр. Но яркую картинку любят не только дети, наши мюзиклы для всех возрастов. У Глеба не бывает "детских" историй, но это вы и сами прекрасно понимаете. Все это понимают. А в плане актёрской работы мы, конечно, не смотрим на возраст зрителя - всегда работаем на все 200. Однако к театру детей, конечно, нужно приучать. Театр - это особенное состояние души, которое сопровождает нас всю жизнь. - А помните возраст, когда вы впервые оказались в театре, какие это были эмоции? - Я не помню, когда это было, но я помню, что мне не понравилось (смеётся) . Поэтому я с удовольствием выкинул этот момент из своей головы. Мне это не понравилось настолько, что теперь я всем советую приводить детей в театр постепенно. Смотреть то, что интересно и чтобы это подходило по возрасту. Потому что нравится тебе тогда, когда ты понимаешь, что происходит. - Сейчас в театральной компании Глеба Матвейчука стартовало обучение детей и взрослых актёрскому мастерству. Можно ли вырастить артиста мюзикла, как, например, спортсмена, если начинать это делать с детства? - Артист - то, к чему лежит долгий путь через "школу". Актёрских тренингов для такой цели будет мало. Да, на наших занятиях мы работаем с неуверенностью в себе, снимаем телесные и психологические зажимы. Во взрослых группах многие стремятся и на сцену, и к закулисной деятельности. Что касается маленьких детей, то в них мы развиваем человеческие моментики, которые в будущем окажут влияние на то, как ребята в будущем будут себя ощущать в этом мире. Мы, как педагоги, конечно, многое им показываем очень преувеличенно, но это не кривляния. Мы - люди, которые помогают каждому ребёнку развиваться психологически. Да, отбора у нас не было, но со взрослыми ребятами мы уже не сюсюкаемся (улыбается) . Там мы уже клешнями выкапываем талант, если он есть. Если нет, то стараемся сделать всё, чтобы человек выглядел органично и обаятельно. Работа бывает и с "деревьями". Но это всего лишь история неуверенности. В театральном вузе со студентами иногда в прямом смысле слова бьются по 5 лет. Могу сказать про себя, что до 3 курса я весь был в комплексах. Я был безумно зажатым, талант выжимали. Вывести его наружу - колоссальный труд, который можно назвать и ужасным и прекрасным. - Какой момент по личному опыту был самым тяжёлым? - Принятие себя. Свои страхи и неуверенность нужно принять. Принял - можно работать дальше, использовать это и формировать себя. - Говорят, мюзикл жанр фанатский… - Нет, тут любой найдёт причину остаться до конца спектакля. Есть проекты "фанатские", которые ты поймёшь полностью, только когда окунёшься в контекст, или со 2 и 3 просмотра. Бывает, но это специфика. Жанр мюзикл - он для большой сцены. - Второстепенный герой тоже может стать любимым героем, и так часто происходит с вашими ролями. В чём секрет? Что делаете, чтобы второй план выстрелил покруче первого? - Я обожаю второстепенных персонажей. Обожаю! Они бывают в пять раз интереснее главных героев - они люди или не люди (улыбается) яркие с интересной судьбой. Я развиваю их зерно, и они становятся заразительными. Я, кстати, никогда не претендовал на главные роли. Я по большей степени артист второстепенных ролей, и я купаюсь в этом материале - не надо мне принца, "Ромео и Джульетты", дайте горбуна сыграть (смеётся) . - В мюзиклах вы и солируете, и выступаете в составе ансамбля. Например, свежий "Икар" (16+). Сколько сил отняла работа над этим проектом, и сколько времени ушло на наработку синхронности? - Ансамбль - неотъемлемая часть спектакля, он помогает развивать саму историю, отражает контекст происходящего, то, какое настроение у тех, кто окружает главных героев. Ансамбль всегда всё тянет на себе, простите за выражение - "херачит". Делает это изо всех сил, поэтому и может тянуть. Без хорошего ансамбля можно ставить только моноспектакль. Чтобы "машина завелась", нужно, чтобы ансамбль стал единым организмом, нужна каторжная работа. Ансамблевые линейки в разы сложнее ролей, поверьте. Если как пример рассматривать именно "Икар", то это два месяца работы с 10 и до 17 часов без выходных и перерыва на обед. Я в этот раз на 6 кг похудел (улыбается) . - По сюжету мюзикла молодой учёный занимается наукой - разрабатывает приспособления, которые добавляют жизни комфорта. В той вселенной отсутствует нечто романтичное. Чем-то всё же это напоминает нашу реальность. Есть ли в жизни место романтике и сказке? - Не нужно ждать чуда. Мы - люди. Мы сами двигаем свою судьбу и сами создаём чудо. "Пробуй, ошибайся и будь собой!" Фото: Илья Петров, скриншоты Musical Universe