Павел Федяев: Ловить нарушителей на электросамокатах помогут биометрия и искусственный интеллект
Частные электросамокаты и другие СИМ нужно будет вносить в реестры и, возможно, оснащать датчиками слежения. Штрафы для пьяных ездоков могут составить десятки тысяч рублей. А вычислять нарушителей помогут уличные камеры и даже искусственный интеллект. Такие инициативы рассматривают члены рабочей группы Госдумы по законодательному регулированию использования средств индивидуальной мобильности, рассказал «Парламентской газете» руководитель группы, первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев.
- Павел Михайлович, какие основные задачи стоят перед рабочей группой?
- Задач много. Транспорт этот хоть и индивидуальный, но все же общественный, потому что большинство поездок в крупных городах на электросамокатах происходит по транспортному сценарию. Поэтому в первую очередь мы должны сделать все, чтобы интегрировать средства индивидуальной мобильности в городское пространство. Для этого нам нужно обеспечить эффективную реализацию дорожной карты, утвержденной Правительством. В ней, кстати, мероприятия не только по законодательному регулированию отрасли. Это комплексный план, где есть задачи и по научным исследованиям, и по обучению ПДД, и по развитию инфраструктуры.
Состав рабочей группы еще формируется и дополняется, мы получаем заявки, которые рассмотрим с председателем Комитета по транспорту Евгением Москвичевым. Мы пригласили и органы исполнительной власти, и центр безопасности МВД, и ученых, и представителей кикшеринговых компаний, которые, кстати, очень активно и позитивно восприняли идею создания группы. В составе группы Ассоциация операторов микромобильности, депутаты нашего комитета и других. Уже сейчас видим, что получается хороший, рабочий экспертный пул.
- Эффективно ли существующее регулирование СИМ?
- Ключевым нововведением года стали изменения в ПДД, которые вступили в силу 1 марта. До этого регулирование было лишь на уровне субъектов, наиболее активны здесь, конечно, Москва и Санкт-Петербург, а также сами прокаты — каждый устанавливает внутренние возрастные ограничения, штрафы за несоблюдение правил использования самокатов и другие правила. Поэтому после 1 марта мы получили хотя бы какое-то федеральное регулирование, которое дает основания рейды проводить, с нарушителями общаться, освещать эту работу, появился инструмент воздействия. Я сам участвовал вместе с «Парламентской газетой», за что вам большое спасибо, в таком рейде, где мы выяснили, что люди не знают о новых правилах и продолжают нарушать.
В действующей редакции ПДД все же есть, над чем работать, нам нужно уточнять формулировки, которые сегодня, например, расходятся с формулировками в КоАП, из-за чего виновники ДТП не несут в полной мере ответственность. Что касается законопроектов о СИМ, инициатив в 2023 году было много, только на моей памяти около десяти, но все они разрозненные, порой даже недостаточно проработанные, и от некоторых, по сути, эффекта — только заголовки в СМИ.
- Как добиться, чтобы к управлению СИМ не допускали детей?
- Мое глубокое убеждение, что детей на прокатных самокатах быть не должно. И у операторов проката тоже нулевая терпимость к детским поездкам. Если у совершеннолетних пользователей СИМ есть хоть какой-то шанс знать ПДД, например, если они уже сдали на права, то до 18 — ну никакого. А мы даем детям транспорт, на котором они едут с приличной скоростью, могут выскакивать на перекрестки, на пешеходные переходы, подвергая опасности не только себя, но и пешеходов, и водителей. Такого быть не должно, но сегодня это, к сожалению, не редкость.
Родители дают детям платежные карты, по которым невозможно определить, что ими пользуются дети, дают возможность пользоваться своими аккаунтами. И покупают мощные самокаты, которые развивают скорость мопедов. Это вопрос родительской ответственности, которая сейчас не обозначена законодательно. У нас, если подростка с пивом на улице поймают, затаскают по комиссиям, поставят на учет, и родители штраф заплатят. В кино не пускают детей, если они по возрасту не проходят. А подростков на самокатах никто не останавливает, хотя факт нарушения налицо.
- Какие новые административные составы могут появиться для владельцев СИМ?
- Мы ждем поправки в КоАП в ближайшее время, их готовит Минтранс. Можем говорить, что штрафы за вождение в состоянии алкогольного опьянения существенно повысят, вплоть до 20-30 тысяч рублей. В целом мы настаиваем, чтобы ответственность водителей СИМ была соразмерна ответственности водителей автомобилей. Еще мы хотели бы проработать тему страховок для частных самокатов по аналогии с теми, что есть у прокатов.
- Как осуществлять эффективный контроль на дорогах?
- Технологии стремительно развиваются. В Москве, которая в этом плане впереди многих, уже идет эксперимент: искусственный интеллект обучает дорожные камеры распознавать номерные знаки на самокатах. Развивается биометрия, которая позволит обойтись вообще без номеров, но это в будущем, конечно, хотя в Китае она уже сегодня прекрасно работает. В Санкт-Петербурге успешно используют чат-бот, в который можно написать о правонарушении и указать геолокацию или номер дома. Но все это касается прокатных самокатов, которые оснащены модулями отслеживания. Частные самокаты полностью в «серой зоне», и с ними нужно разбираться отдельно.
Сегодня, конечно, мы видим, что у ГИБДД сил недостаточно, но, мое мнение, люди в форме и не должны быть единственной силой для контроля СИМ. В помощь силовикам должны работать автоматические способы фиксации, ну и, кстати, народный контроль, который никто не отменял.
- Может ли появиться обязанность ставить на учет частные СИМ?
- Да, следуя дорожной карте, предстоит разработать реестры, в которые внесут каждый самокат. Также нужно предложить наиболее эффективный вариант его идентификации. Либо номер по аналогии с VIN, либо код, как, например, в системе маркировки «Честный знак». Ну и, возможно, придется оснастить его датчиком, как прокатные, чтобы можно было увидеть, где находился СИМ при ДТП. Сегодня система реестров у нас работает, например, с такси, Минтранс ведет эти базы, некоторые реестры работают в субъектах, задача выполнимая, если ее подкрепить рациональным регулированием.
- Каковы перспективы развития инфраструктуры для СИМ в регионах? Должны ли участвовать в этой работе кикшеринговые компании?
- Инфраструктура — один из важнейших аспектов развития СИМ и снижения аварийности, у каждого должно быть свое место в городе. Перспективы есть, особенно это касается новых районов, районов комплексного развития территорий, где мы можем на этапе планирования увеличить протяженность велодорожек. Хорошо, когда власти заинтересованы в обновлении городского пространства и находят возможности для этого. В Кемерове, например, открыли длинную современную просторную набережную, где не просто можно кататься для развлечения, но и добраться из спального района в центр города, никому не мешая.
Но в большинстве городов ситуация сложнее: как быть с историческими центрами, где узкие тротуары, большой поток людей и транспорта. Если невозможно будет найти компромисс, я за то, чтобы какие-то зоны вообще закрыть для СИМ, но это самая крайняя мера. Потому что значение СИМ все же очень велико, хотим мы или нет, но люди будут экономить самый ценный ресурс — время. Важно, что кикшеринговые компании сегодня активно идут на диалог, выходят на муниципалитеты, подписывают соглашения, обустраивают велопарковки, готовы участвовать в планировании веломаршрутов и отрисовке велосипедных дорожек, где это возможно. Будем стандартизировать и форсировать эту работу.