Павел Федяев: Ловить нарушителей на электросамокатах помогут биометрия и искусственный интеллект

Частные электросамокаты и другие СИМ нужно будет вносить в реестры и, возможно, оснащать датчиками слежения. Штрафы для пьяных ездоков могут составить десятки тысяч рублей. А вычислять нарушителей помогут уличные камеры и даже искусственный интеллект. Такие инициативы рассматривают члены рабочей группы Госдумы по законодательному регулированию использования средств индивидуальной мобильности, рассказал «Парламентской газете» руководитель группы, первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев.

Павел Федяев: Ловить нарушителей на электросамокатах помогут биометрия и искусственный интеллект
© Парламентская газета

- Павел Михайлович, какие основные задачи стоят перед рабочей группой?

- Задач много. Транспорт этот хоть и индивидуальный, но все же общественный, потому что большинство поездок в крупных городах на электросамокатах происходит по транспортному сценарию. Поэтому в первую очередь мы должны сделать все, чтобы интегрировать средства индивидуальной мобильности в городское пространство. Для этого нам нужно обеспечить эффективную реализацию дорожной карты, утвержденной Правительством. В ней, кстати, мероприятия не только по законодательному регулированию отрасли. Это комплексный план, где есть задачи и по научным исследованиям, и по обучению ПДД, и по развитию инфраструктуры.

Состав рабочей группы еще формируется и дополняется, мы получаем заявки, которые рассмотрим с председателем Комитета по транспорту Евгением Москвичевым. Мы пригласили и органы исполнительной власти, и центр безопасности МВД, и ученых, и представителей кикшеринговых компаний, которые, кстати, очень активно и позитивно восприняли идею создания группы. В составе группы Ассоциация операторов микромобильности, депутаты нашего комитета и других. Уже сейчас видим, что получается хороший, рабочий экспертный пул.

- Эффективно ли существующее регулирование СИМ?

- Ключевым нововведением года стали изменения в ПДД, которые вступили в силу 1 марта. До этого регулирование было лишь на уровне субъектов, наиболее активны здесь, конечно, Москва и Санкт-Петербург, а также сами прокаты — каждый устанавливает внутренние возрастные ограничения, штрафы за несоблюдение правил использования самокатов и другие правила. Поэтому после 1 марта мы получили хотя бы какое-то федеральное регулирование, которое дает основания рейды проводить, с нарушителями общаться, освещать эту работу, появился инструмент воздействия. Я сам участвовал вместе с «Парламентской газетой», за что вам большое спасибо, в таком рейде, где мы выяснили, что люди не знают о новых правилах и продолжают нарушать.

В действующей редакции ПДД все же есть, над чем работать, нам нужно уточнять формулировки, которые сегодня, например, расходятся с формулировками в КоАП, из-за чего виновники ДТП не несут в полной мере ответственность. Что касается законопроектов о СИМ, инициатив в 2023 году было много, только на моей памяти около десяти, но все они разрозненные, порой даже недостаточно проработанные, и от некоторых, по сути, эффекта — только заголовки в СМИ.

- Как добиться, чтобы к управлению СИМ не допускали детей?

- Мое глубокое убеждение, что детей на прокатных самокатах быть не должно. И у операторов проката тоже нулевая терпимость к детским поездкам. Если у совершеннолетних пользователей СИМ есть хоть какой-то шанс знать ПДД, например, если они уже сдали на права, то до 18 — ну никакого. А мы даем детям транспорт, на котором они едут с приличной скоростью, могут выскакивать на перекрестки, на пешеходные переходы, подвергая опасности не только себя, но и пешеходов, и водителей. Такого быть не должно, но сегодня это, к сожалению, не редкость.

Родители дают детям платежные карты, по которым невозможно определить, что ими пользуются дети, дают возможность пользоваться своими аккаунтами. И покупают мощные самокаты, которые развивают скорость мопедов. Это вопрос родительской ответственности, которая сейчас не обозначена законодательно. У нас, если подростка с пивом на улице поймают, затаскают по комиссиям, поставят на учет, и родители штраф заплатят. В кино не пускают детей, если они по возрасту не проходят. А подростков на самокатах никто не останавливает, хотя факт нарушения налицо.

- Какие новые административные составы могут появиться для владельцев СИМ?

- Мы ждем поправки в КоАП в ближайшее время, их готовит Минтранс. Можем говорить, что штрафы за вождение в состоянии алкогольного опьянения существенно повысят, вплоть до 20-30 тысяч рублей. В целом мы настаиваем, чтобы ответственность водителей СИМ была соразмерна ответственности водителей автомобилей. Еще мы хотели бы проработать тему страховок для частных самокатов по аналогии с теми, что есть у прокатов.

- Как осуществлять эффективный контроль на дорогах?

- Технологии стремительно развиваются. В Москве, которая в этом плане впереди многих, уже идет эксперимент: искусственный интеллект обучает дорожные камеры распознавать номерные знаки на самокатах. Развивается биометрия, которая позволит обойтись вообще без номеров, но это в будущем, конечно, хотя в Китае она уже сегодня прекрасно работает. В Санкт-Петербурге успешно используют чат-бот, в который можно написать о правонарушении и указать геолокацию или номер дома. Но все это касается прокатных самокатов, которые оснащены модулями отслеживания. Частные самокаты полностью в «серой зоне», и с ними нужно разбираться отдельно.

Сегодня, конечно, мы видим, что у ГИБДД сил недостаточно, но, мое мнение, люди в форме и не должны быть единственной силой для контроля СИМ. В помощь силовикам должны работать автоматические способы фиксации, ну и, кстати, народный контроль, который никто не отменял.

- Может ли появиться обязанность ставить на учет частные СИМ?

- Да, следуя дорожной карте, предстоит разработать реестры, в которые внесут каждый самокат. Также нужно предложить наиболее эффективный вариант его идентификации. Либо номер по аналогии с VIN, либо код, как, например, в системе маркировки «Честный знак». Ну и, возможно, придется оснастить его датчиком, как прокатные, чтобы можно было увидеть, где находился СИМ при ДТП. Сегодня система реестров у нас работает, например, с такси, Минтранс ведет эти базы, некоторые реестры работают в субъектах, задача выполнимая, если ее подкрепить рациональным регулированием.

- Каковы перспективы развития инфраструктуры для СИМ в регионах? Должны ли участвовать в этой работе кикшеринговые компании?

- Инфраструктура — один из важнейших аспектов развития СИМ и снижения аварийности, у каждого должно быть свое место в городе. Перспективы есть, особенно это касается новых районов, районов комплексного развития территорий, где мы можем на этапе планирования увеличить протяженность велодорожек. Хорошо, когда власти заинтересованы в обновлении городского пространства и находят возможности для этого. В Кемерове, например, открыли длинную современную просторную набережную, где не просто можно кататься для развлечения, но и добраться из спального района в центр города, никому не мешая.

Но в большинстве городов ситуация сложнее: как быть с историческими центрами, где узкие тротуары, большой поток людей и транспорта. Если невозможно будет найти компромисс, я за то, чтобы какие-то зоны вообще закрыть для СИМ, но это самая крайняя мера. Потому что значение СИМ все же очень велико, хотим мы или нет, но люди будут экономить самый ценный ресурс — время. Важно, что кикшеринговые компании сегодня активно идут на диалог, выходят на муниципалитеты, подписывают соглашения, обустраивают велопарковки, готовы участвовать в планировании веломаршрутов и отрисовке велосипедных дорожек, где это возможно. Будем стандартизировать и форсировать эту работу.