Экологическая экспедиция как форма дополнительного образования детей
Важная роль отводится организации экологической экспедиции обучающихся — технологии реализации дополнительного образования детей, основанной на учебно-исследовательской деятельности школьников в выездных условиях. Экспедиция — выездное мероприятие, предусматривающее в качестве основной цели осуществление исследовательской, поисковой, общественно полезной и иной деятельности в природной среде, развитие и поддержку мотивации школьников к изучению и решению экологических проблем. Целью экспедиции является выполнение определенной исследовательской программы, в соответствии с которой строится маршрут или определяется место проведения стационарных полевых работ.
В зависимости от программных задач экспедиции, выделяют следующие типы: ландшафтно-ознакомительная экспедиция, учебная экологическая практика школьников, учебно- или научно-исследовательская экспедиция. Основной задачей ландшафтно-ознакомительной экспедиции является знакомство обучающихся с наиболее характерными и типичными природными сообществами, ландшафтами, представителями флоры и фауны, а также особенностями геологической истории и культуры данного региона.
Ведущей формой проведения является полевая экскурсия, типичным маршрутом — рекогносцировочный. При выборе и построении маршрута следует учитывать, что маршрут должен быть посильным, информативным, содержать эмоциональную и эстетическую кульминацию.
Учебная экологическая практика позволяет освоить наиболее значимые методы изучения природных объектов и процессов, изучить характерных представителей флоры и фауны региона, научиться оценивать состояние экосистем. Основная форма работы — учебно-исследовательская деятельность, которая позволяет формировать навыки диагностики живых организмов, сбора и препарирования материала, развивать умения вести исследование коллективно или самостоятельно, формировать навыки командной работы в полевых условиях, содействовать в решении локальных экологических проблем.
Особенностью учебно-, научно-исследовательских экспедиций школьников являются исследования экологических процессов и природных объектов под руководством специалистов. Это предполагает согласование проведения исследований с руководством особо охраняемых природных территорий (ООПТ), передачу научно значимых результатов работникам ООПТ, включение в «Летопись природы» ООПТ, презентацию результатов в периодических изданиях и профессиональных мероприятиях.
Обязательно следует заранее продумать формы отчетности по итогам экспедиции: составление иллюстрированного фотографиями отчета, стенгазеты, презентации, дневника экспедиции, написание учебно-исследовательской работы, создание интернет-сайта клуба «друзей экспедиции», выступления на мероприятиях различного уровня, написание статей в СМИ, научных и научно-популярных сборниках. Проектируя экотуристский маршрут для школьников, необходимо помнить о безопасности, партнерстве, образовательной программе, заботе о природе.
Источник: Климатическая платформа https://climate-change.moscow/article/ekologicheskaya-ekspediciya-kak-forma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey
Реклама