Прием в вузы льготников девальвирует результаты ЕГЭ
Если ЕГЭ не отменят, то весной выпускники школ будут сдавать его уже в 23-й раз. И все 23 года идут споры, звучат призывы отменить ЕГЭ и вернуться к старой практике, включавшей устные и письменные экзамены в школах и поступление в вуз на основе очных приемных испытаний. Главным аргументом противников единого госэкзамена была и остается форма испытания — тест, ответы на который, теоретически, можно вызубрить, не понимая предмета.
В очередной раз вопрос об отмене ЕГЭ подняли на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Посетивший Верхнюю палату парламента заместитель председателя Госудумы Петр Толстой выступил с мнением, что введение ЕГЭ и ОГЭ является «очень большой ошибкой».
– Натаскивание школьников на тесты – ошибка, и она, конечно, разрушила ту ткань традиционного русского образования, которая существовала и до революции, и в советской России, — заключил Толстой.
О том, какие копья ломаются вокруг этой темы, говорит любопытный недавний эпизод, когда Рособрнадзор опроверг заявление своего же руководителя.
В конце октября глава ведомства Анзор Музаев сообщил, что в проведении ЕГЭ могут произойти изменения. А перемены в ОГЭ после 9-го класса просто необходимы, потому что действующая практика перехода в 10 класс и колледж не соответствует современным требованиям.
Но уже через три дня Рособрнадзор опроверг слова своего шефа, распространив сообщение, что необходимость перемен — это всего лишь мнение главы ведомства, а не решение, и пока никаких действий в этом направлении не предпринимается.
– Это частное мнение Анзора Музаева, что систему надо докручивать, – подчеркнула пресс-служба.
Заметим, что в последнее время споры о ЕГЭ, как правило, затевают политики и чиновники. Учителя в этих разговорах участвуют уже реже, а школьников и абитуриентов не спрашивают вообще. Чтобы попробовать исправить эту несправедливость, «Свободная Пресса» обратилась к специалисту, который обязан знать мнение учащихся по долгу службы. О том, как относятся к ЕГЭ в школе, рассказал методист, исследователь ЕГЭ, руководитель Независимой лаборатории образования Антон Чубуков.
«СП»: Антон Сергеевич, что думают ребята и девчата о ЕГЭ?
– Отношение школьников к единому государственному экзамену, как к явлению, как к идее, – очень похоже на известное высказывании о демократии – это плохая штука, но ничего лучше пока не придумали. Остальное еще хуже.
ЕГЭ, конечно, не лишен недостатков, которые год за годом пытаются исправлять разработчики, совершенствуя экзаменационные задания. Хотелось бы, чтобы эти люди не теряли понимания, какая на них лежит ответственность перед целыми поколениями, и какую особую роль играет ЕГЭ в судьбе сотен тысяч выпускников ежегодно.
«СП»: Критики ЕГЭ предъявляют две претензии: вместо того, чтобы вникать в тему, дети заучивают ответы. И да – ЕГЭ можно сдать, не зная предмета. Каким методистам будет под силу исправить дефект, который заложен в любом тесте изначально?
– Эти претензии выдвигают те, кто сдавали ЕГЭ очень давно, или не сдавали никогда. Учитывая средний возраст наших политиков в Думе, скорее всего – вообще не сдавали. Потому что современный ЕГЭ заставляет не только выучивать, но и думать.
Я готовлю школьников к ЕГЭ по истории и по обществознанию. Действительно, эти предметы требуют помнить достаточно большой объем информации. Но не менее обязательно и умение выстраивать следственные связи, способность объяснить что-то письменно. Я сталкиваюсь с тем, что значительная часть ребят и девчат, которые начинают готовиться в ЕГЭ, не имеют навыка письменного самостоятельного объяснения достаточно сложных вещей. Поэтому подготовка к ЕГЭ восполняет этот пробел и развивает школьника. Так что современный единый экзамен – не голое заучивание. Вы можете скачать в сети вопросы ЕГЭ прошлых лет по любому гуманитарному предмету и убедиться в этом.
«СП»: Если будет принято решение все-таки отказаться от ЕГЭ – сколько времени может занять переходный период для возвращения к старой системе поступления в вузы?
– Если не думать об абитуриентах, то это не займет много времени. Вузы быстренько соберут экзаменационные комиссии, наклепают билеты с вопросами. Другое дело – чем это обернется. Детям из маленьких городов будет значительно сложнее поступить в вузы. Придется ездить на подготовительные курсы, консультации перед экзаменами, на экзамены, или жить в гостинице во время экзаменов. В любом случае это – расходы, которые не всякая семья может потянуть. Придется выбирать какой-то один вуз и поступать только в него, как это было раньше.
А все это значит, что отмена ЕГЭ вызовет нарастающее недовольство у молодежи, масштабный протест среди абитуриентов. Заметьте, что сейчас ЕГЭ критикует старшее поколение, а учащиеся ЕГЭ практически не критикуют, потому что видят и ценят связанные с ним удобства.
Кроме того, без ЕГЭ появится коррупция при поступлении в вузы. Сейчас ведь поступить за взятку сложнее, потому что никто не понимает, как и кому давать.
«СП»: Вы считаете, что продолжению практики ЕГЭ ничто не угрожает?
– Угрожает. Но система ЕГЭ находится не столько под угрозой отмены, сколько под большим давлением со стороны льготных категорий. Количество льготных категорий для поступления на бесплатное обучение год от года растет. И это девальвирует, а иногда и обнуляет усилия школьников, рассчитывающих на высокую оценку за ЕГЭ, а не на льготы.Если пойдет такими темпами, то через несколько лет в вузы будут принимать не по результатам ЕГЭ и даже не по результатам внутреннего экзамена, то есть – ни по новой системе, ни по старой, а – по социальному статусу абитуриента и его семьи. На основе конкурса льгот, у кого они весомее.
Добавим к словам методиста, что оценки единого госэкзамена девальвируют не только льготы, но и начавшаяся профессионализация образования. Ребятам, за обучение которых в вузах заплатят предприятия – будущие работодатели, не нужно готовится к ЕГЭ так же старательно, как тем абитуриентам, за спинами которых не стоят заводы.