Войти в почту

"РГ" и общественники помогли вернуть родителям 10-летнюю дочку, изъятую из семьи органами опеки

Кировский районный суд Омска восстановил в правах родителей школьницы Насти, за судьбу которой переживали тысячи людей из разных уголков России. Более года девочка провела в чужой семье, за 800 километров от родных и близких.

"РГ" и общественники помогли вернуть родителям 10-летнюю дочку, изъятую из семьи органами опеки
© Российская Газета

В судебном процессе было установлено, что нет никаких обстоятельств, мешающих маме и папе самостоятельно воспитывать своего ребенка.

- Все это время я не могла поговорить с Настенькой даже по телефону, - говорит ее мама Елена Фомичева. - А теперь не могу на нее наглядеться. Держу за руку и боюсь отпустить. Мы осознали свои ошибки и постараемся сделать все возможное для того, чтобы она была счастлива. Дома Настю ждут ее игрушки и волнистый попугайчик, о котором она так мечтала. Через несколько дней у дочки день рождения - готовим сюрприз. Я очень благодарна "Российской газете", общественникам, юристам и всем, кто нас поддерживал и помог вернуть мою девочку.

История, о которой рассказала "РГ", действительно, не оставила равнодушными многих россиян. Во время конфликта в семье Настя ушла одна гулять на улицу, где ее встретила соседка, привела к себе ночевать и сообщила в органы опеки. Девочку изъяли как безнадзорную и поместили в приют. Родители старались выполнить все условия, чтобы вернуть ребенка. Официально трудоустроились, собрали все необходимые справки, ежедневно навещали дочь. Однако суд ограничил их в правах. Наняли юристов, но апелляция оставила решение в силе.

По ночам Насте снятся страшные сны. О том, что опекунша разыскивает ее, чтобы украсть. Но просыпается и понимает - к счастью, все позади

Тут уже подключились родственники. На семейном совете приняли решение, что девочку возьмет под опеку родная тетя Татьяна. У нее благополучная семья, просторная квартира и хороший доход. Но, выяснилось, что по закону тетя не является близким родственником. Поэтому ей необходимо собрать соответствующий пакет документов. Пройти медицинское обследование, тестирования в Центре поддержки семьи, окончить Школу приемных родителей и так далее.

Но пока Татьяна проходила обучение, девочку передали под опеку другому кандидату с уже готовым пакетом документов. Настю экстренно увезли в другой регион.

Впервые об этой истории "РГ"рассказала в номереза 29 августа 2023 года.

Общественникам и правозащитникам пришлось провести настоящее детективное расследование, чтобы найти девочку. Оказалось, ее новая "мама" Рада кочевала по Алтайскому краю и за год три раза поменяла место жительства. Своей недвижимости у нее нет, она снимает двухкомнатную квартиру вместе с родной дочкой и четырьмя приемными детьми. Опекун нигде не работает и имеет кучу долгов. А Настя уже начала разговаривать на другом языке.

В эти дни возмущенные родители со всей страны написали сотни сообщений в социальных сетях представителям омских органов власти с требованием разобраться в ситуации и вернуть девочку кровным родственникам.

И только после этого чиновники отреагировали и начали помогать. Девочку забрали у опекуна и наконец-то передали под предварительную опеку ее родной тете. Татьяна немедленно взяла билет на ближайший поезд до Рубцовска.

Три месяца Настя жила в семье тети, а мама и папа восстанавливались в правах и навещали дочь. Девочка вернулась в школу, завела друзей и уже догоняет сверстников в учебе. Вот только по ночам ей до сих пор снятся страшные сны. О том, что опекунша разыскивает ее, чтобы украсть. Но просыпается и понимает - к счастью, все позади.

Впрочем, проблема осталась. Это уже далеко не первый случай в регионе, когда изъятых из семьи детей передают под опеку жителям других городов, за тысячи километров от Омска. Несмотря на наличие кровных родственников. Вернуть потом их обратно в семью практически невозможно.

В Омской области давно назрела реформа ведомств, которые должны защищать интересы детей. Но местные чиновники клянутся, что сделают все возможное, чтобы в дальнейшем избежать повторения похожих историй.