Как учителя-блогеры отвоевывают у рэперов сердца и умы детей

Сообщество учителей, сеющих разумное, доброе, вечное не только в стенах школы, но и в социальных сетях, в Ярославской области пока не очень велико, однако активистов и, без преувеличения, смельчаков на этом непростом пути становится все больше. Непростом, потому что одно дело - наполнять страницу в соцсети всем подряд, "по вдохновению" и совсем другое - сделать эту страницу (или несколько) учебником, причем не только по школьному предмету, но и учебником жизни, где в основе - собственный пример.

Как учителя-блогеры отвоевывают у рэперов сердца и умы детей
© Российская Газета

По словам одного из лидеров этого сообщества, молодого учителя экономики ярославской школы № 70 и регионального представителя Всероссийского сообщества наставников-просветителей Андрея Сметанникова, в мае 2023 года, когда в регионе появилось объединение учителей-блогеров, в его состав вошли 15 педагогов, а сегодня блогерством в разных вариациях уже занимаются около 30 учителей области.

Все они признают, что без новых цифровых инструментов давно невозможно представить образовательный процесс. И это приходится учитывать даже тем, у кого желания "переезжать" в соцсети пока нет.

- Когда я три года назад только пришел в школу, что сделали ученики? Они просмотрели мою страницу в социальной сети, - рассказывает Андрей Сметанников. - Соответственно, ее необходимо было дополнять интересным образовательным контентом, чтобы вовлекать ребят в преподаваемый предмет - экономику и финансовую грамотность. Например, на моей странице они могут узнать, как составить свой личный финансовый план. Посты я подкрепляю презентациями, и любой желающий может их взять, пожалуйста. Даю мастер-классы, рассказываю об участии вместе с коллегами в различных конкурсах, выставляю какие-то методические материалы для учителей. То есть создаю имидж серьезного профессионала-учителя. Когда учитель ведет свой блог, родители видят, как он преподает, все становится прозрачно, упрощается взаимодействие с учениками.

Объясняя свой интерес к блогерству, учитель физкультуры и ОБЖ, классный руководитель 10-го класса из 26-й ярославской школы Татьяна Потехина сослалась на исследование компании "Ромир" от 2020 года, согласно которому рейтинг доверия современных российских подростков тогда возглавили скандальный рэпер, нарушающий правила видеоблогер и резидент комедийного шоу. Желая переместить фокус внимания хотя бы знакомых ей подростков на школу и учителя, педагог начала снимать с ребятами видеосюжеты из школьной жизни и выкладывать их в соцсети. А вскоре подростки и сами стали искать и предлагать различные идеи, флешмобы, акции.

Ребятам нравится, что в их самой обычной школе есть идущие в ногу со временем педагоги

- Так мы вышли за рамки кабинета на территорию полюбившихся нашим детям блогеров, так стали подключаться к мероприятиям Российского движения школьников, "Движения первых", Российского исторического общества, волонтерского движения "Добро.ру" и других, - перечисляет этапы развития своего блога Татьяна Александровна. - Вскоре благодаря активности и открытости в сетях я стала победителем Всероссийской акции "Мечта учителя", и эта победа очень сблизила нас с ребятами, мотивировала на новые результаты и поставила перед нами новые цели. Я открылась детям не только как специалист у доски, но и как человек, любящий свое дело, умеющий поддержать и реализовать их модные и креативные предложения. Ребятам нравится, что в их самой обычной школе на окраине города есть идущие в ногу со временем учителя-блогеры, наставники, просветители.

При этом большинство педагогов размещают на своих страницах информацию и о своих семьях, близких людях, совместном с ними отдыхе, интересах, поездках, впечатлениях, хобби, совершенно справедливо полагая, что сам образ жизни уважаемого учителя - это тоже урок.

- Личная страница учителя - маркер его открытости. Люди хотят видеть открытого педагога, - уверена учитель информатики с 30-летним стажем из ярославской школы № 36 Мила Кричман, которая в своем блоге не только делится мыслями об образовании и воспитании, но и рассказывает о впечатлениях от спектаклей, выставок, прочитанных книг или обращает внимание на какие-то уникальные уголки города.

- Если дети и родители увидят в блоге читающего учителя, то, может быть, постепенно они тоже начнут больше читать, - надеется Мила Давидовна. - Я показала книгу, которую читаю, показала внука, читающего книгу в библиотеке. Если я размещаю фотографии ребенка, значит, я абсолютно открыта.

Кстати, как выяснилось на первом ярославском региональном фестивале учителей-блогеров, именно чрезмерной открытости и уязвимости с точки зрения личной безопасности боятся многие педагоги, пока не вышедшие в интернет. Далеко не всегда одобряют педагогический десант в соцсети и родители, у большинства из которых слово "блогер" ассоциируется со "всякой ерундой в "Ютьюбе". Поэтому изменит ситуацию только сила убеждения и хорошего примера, сошлись во мнении ярославские педагоги.

прямая речь

Светлана Астафьева, первый заместитель министра образования Ярославской области:

- Учителя-блогеры - те люди, которые сегодня представляют систему образования в социальных сетях, ставших неотъемлемой частью жизни большинства людей. Это очень важный ресурс для просвещения родителей, информирования детей, а также для профессионального роста самих педагогов. Блог учителя дает возможность увидеть его работу изнутри, транслировать полезную информацию, информировать о важных событиях в региональной системе образования, обмениваться опытом и помогать друг другу, а также повышать престиж профессии.