Как справиться со страхами ребенка перед школой

Новый календарный год уже на носу, а до начала учебного года остается еще целых 9 месяцев — подходящее время, чтобы подтянуть недостающие навыки и научить будущего первоклассника бороться со страхами перед предстоящим этапом в жизни. Все дети по-разному реагируют на первый поход в школу: одни радостно собирают портфель первоклашки вместе с родителями, другие — замыкаются в себе или всем видом показывают, что идти туда не хотят под любым предлогом. Как справиться с тревогами будущего школьника рассказывает Александра Ковалевская, нейропсихолог и педагог-методист Плюс Детям, опции Яндекс Плюса с детским развивающим и развлекательным контентом. Учите ребенка адаптироваться в незнакомой обстановке с помощью игр и правил Часто этот страх возникает у скромных детей, которым трудно находиться в незнакомой обстановке, заводить друзей и вступать с ними в игры. Чтобы ребенок легче освоился в новой среде, стоит помочь ему развить эмоциональный интеллект — способность определять и понимать свои и чужие чувства, намерения и желания, а также умение ими управлять. На первом этапе важно познакомить детей с эмоциями. Разговаривайте по душам: описывайте свои переживания и переживания ребенка, чтобы он учился распознавать и называть их. «Машинка сломалась, я понимаю, это обидно, поэтому ты огорчился», «Ты улыбаешься, значит, рад видеть маму», «Папа расстроен, потому что у него много работы». Помочь родителю в этом могут и развивающие приложения. Например, «Кубокот». В нем милый ученый кот расскажет ребенку, что такое эмоции, какими они бывают и научит их отличать. В приложении «Сказбука», распознавать эмоции окружающих на примере мимики и поз красочных персонажей ребенка учит Зебра. А в онлайн-игре для планшетов и компьютеров «Город эмоций», проходя сюжетные приключения, дети учатся сначала распознавать эмоции, затем выражать их, а после — управлять ими. Развивать эмоциональный интеллект можно и с помощью настольных игр, в которых нужно угадывать эмоции друг друга, одна из них — «Лас Кукарачас». Не лишним будет поговорить с первоклассником о негласных правилах общения в коллективе: Мы стараемся со всеми поддерживать ровные отношения; Тебе может кто-то не нравится и это нормально; Ты тоже можешь кому-то не нравится, и это тоже нормально; Просить о помощи — не стыдно; Если что-то волнует — приходи, мы обсудим и вместе найдем решение. Ведите распорядок дня и придерживайтесь его Ребенку (особенно, если он не ходит в детский сад) может быть непросто свыкнуться с тем, что скоро придется жить по расписанию, выполнять задания в срок и проводить фиксированное время на уроках. Чтобы снизить стресс и помочь адаптироваться к предстоящим переменам, важно заранее приучать его к порядку. Первое, что нужно сделать — наладить режим дня: в одно и то же время засыпать и просыпаться, питаться, ходить на прогулки, заниматься и играть. При этом очень важно соблюдать баланс между учебой и отдыхом, чтобы не перегружать будущего первоклассника. Не менее полезным будет постепенно приучать дошкольника самостоятельно готовиться к следующему дню: выбирать одежду, собирать вещи для занятий, проверять все ли положил в рюкзак. Помощь в этом непростом деле окажут вымышленные персонажи. Например, «Кубокот» из одноименных сериала и подкаста рассказывает, что такое время, какой распорядок дня у школьника и многое другое. Или герои из мультфильма «Смешарики», где есть сразу несколько познавательных серий (например, «День учителя», «Куда приводят желания», «Справочное бюро» и другие), которые помогут обсудить с ребенком, что будет происходить в школе и как к этому подготовиться. Есть и другой полезный для подготовки к школе контент, например, подкаст «Полтора землекопа», в котором дети могут узнать от биолога Ильи Колмановского обо всем на свете — почему нас кусают и как мы защищаемся, почему нам бывает больно, что такое границы нашего тела и зачем они нужны. Работайте над реакцией ребенка (и своей) на его ошибки С раннего возраста дети ориентируются в восприятии мира на родительские реакции. Если мама и папа склонны к перфекционизму, тревожатся и показывают, что расстраиваются, когда ребенок чего-то не понимает, он будет бояться сделать ошибку и получить плохую оценку. Старайтесь контролировать эмоции и сохранять позитивный настрой. Избегайте в занятиях с ребенком фраз вроде: «Будешь плохо учиться — станешь дворником» или «Учи цифры, иначе будешь двоечником». Важно, чтобы дошкольник понимал, что низкая отметка не станет катастрофой, а ошибаться — нормально, и это никак не влияет на ваше отношение к нему. Объясните будущему школьнику, что учеба не соревнование, и учимся мы не ради высоких оценок, красивых грамот и медалей, а ради знаний, которые помогут нам сделать мир вокруг таким, как нам хочется. Поддерживайте будущего первоклассника, хвалите даже за небольшие успехи и приложенный труд. Такой подход мотивирует ребенка и помогает понять, что в учебе гораздо важнее процесс, а не результат. Избегайте установки «Школа — враждебное место» и делитесь позитивными воспоминаниями Кто-то из родителей еще помнит советскую систему образования, кто-то учился значительно позже: от этого рассказы, да и сами эмоции о школьных годах будут разными. Важно одно — не транслируйте детям негативные воспоминания о школе. Ваш опыт остается вашим, а у ребенка будет свой путь. Не стоит использовать фразы, которые могут встревожить дошкольника вроде: «В школе с тобой нянчиться никто не будет!» или «Учителя за такое будут ругать». Больше делитесь своими позитивными воспоминаниями о первом классе. Расскажите честно, что волновались в первый день, но быстро нашли новых друзей, что ваша учительница была строгой, но доброй, припомните какие уроки вам больше всего нравились. Читайте с ребенком добрые стихи и книжки про школу, смотрите мультфильмы и слушайте подкасты, играйте в игры, которые помогут ему побольше узнать о том, что его ждет на уроках. Примерно к 6-7 годам ведущая деятельность ребенка меняется. Если раньше ему нужна была игра во всех проявлениях, то теперь она начинает уступать место учебной деятельности, направленной на освоение знаний, приобретение умений и формирование навыков. Помните, чем спокойнее чувствуют себя взрослые, тем комфортнее будет ощущать себя ребенок. Чтобы снизить уровень переживаний, обязательно сходите на родительское собрание. Познакомьтесь с учителем и задайте себе честный вопрос: «Мне комфортно общаться с этим педагогом или нет?» — если есть сомнения, попробуйте договориться о личной встрече и проговорите свои страхи с ним. Как правило, сделать это можно заранее — в конце мая или в июне. Если что-то пойдет не так, у вас будет время на поиск альтернативы. Фото: Freepik

Как справиться со страхами ребенка перед школой
© Letidor.ru