Ученикам запретят пользоваться мобильниками на уроках
Использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время школьных уроков запретят. Исключением станут лишь экстренные случаи, в которых возникла угроза жизни или здоровью учеников и работников школ. Такой закон 6 декабря приняла Госдума. Еще одна норма документа сделает «Труд (технологии)» обязательным предметом в программах 1-9-х классов.
Без двойных трактовок
Авторами закона стала группа депутатов, а также сенаторы Лилия Гумерова и Ольга Забралова. «Предложенные нормы стали ответом на обращение к парламентариям родительского сообщества и учителей», - сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин.
«Все они просили поддержать решение, в рамках которого мы с вами повышаем эффективность образования. Ребенок, придя на урок, не будет отвлекаться на телефон, не будет играть, используя телефон», — подчеркнул председатель Госдумы.
В своих соцсетях Вячеслав Володин проводил на эту тему опрос. Проголосовали более 286 тысяч человек. Запрет мобильных телефонов на уроках поддержали 84 процента из них.
При этом первоначальная версия законопроекта вводила ограничение на использование на уроках в школе всех средств связи. Однако, по действующему законодательству, под это понятие попадает вся техника, которую используют на уроках, в том числе компьютеры и интерактивные доски. Во избежание разночтений ко второму чтению документа депутаты предложили уточнить формулировку, запретив использовать на уроках именно «средства подвижной радиотелефонной связи».
Эта формулировка не касается средств связи, которые находятся в школах, стоят на балансе школ и используются непосредственно в кабинетах на занятиях, пояснила председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. «То есть речь в законе идет о мобильных телефонах, тех средствах связи, которые дети приносят с собой и используют в большей степени как игрушки», — пояснила она.
Также, согласно закону, в правила школьного распорядка нужно будет внести требования к дисциплине учеников, и исполнение этих норм должно стать обязательным для всех школьников. За соблюдением правил поведения будут следить как педагоги, так и администрация.
Еще одна норма закона позволяет Правительству, органам власти регионов, а также органам публичной власти федеральной территории «Сириус» и муниципалитетам устанавливать дополнительные меры господдержки и иные социальные гарантии для педагогов.
Кроме того, теперь в законодательстве будет прописано право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорбления личности. До этого такое право было только у учеников.
В школы вернутся уроки труда
Ко второму чтению документа депутаты подготовили поправку, согласно которой с 1 сентября 2024 года одним из обязательных предметов с 1-го по 9-й классы станет «Труд (технология)». Среди авторов этой поправки — Вячеслав Володин и лидеры всех думских фракций.
«Трудовое воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса. Если с детства ребенку прививать трудолюбие, то в будущем у него все будет хорошо», — подчеркнул на своей странице в соцсетях Вячеслав Володин.
Председатель Госдумы уверен: «если хочешь добиться результата — обязательно надо трудиться», и чем больше трудится человек, тем больше успехов он достигает.
Одна из основных целей урока труда — подготовка учеников к важнейшему выбору их жизни, к выбору профессии, отметила Ольга Казакова. Кроме того, эти уроки формируют «огромный комплекс социально-бытовых навыков, которые нужны детям для достижения успехов в будущем и уверенности в разных областях — образовании, семье, профессии, повседневной жизни». «Урок труда — это не про механические действия, это про становление мышления и в конечном итоге про уважение к труду других людей», — подчеркнула депутат.
В истории образования России уже был период, когда уроки труда для школьников являлись обязательными, напомнила член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.
«Как показало время, уроки труда нужно вернуть в образовательную программу, они помогут сформировать у ребят ответственное отношение к труду, разовьют творческое мышление, поспособствуют получению навыков, необходимых в быту», — сказала депутат журналистам. При этом, по ее словам, важно, чтобы эти занятия были интересными и доступными для всех школьников.