Создатель «Смешариков» Денис Чернов: «Российская анимация сейчас на пути к прорыву»
«Мы выходим на принципиально другой уровень» Недавно я брал интервью про молодежные субкультуры, и мне говорили об огромном росте популярности китайской поп-культуры, в том числе и анимации. Я вспомнил, как еще несколько лет назад наш земляк Дмитрий Геллер ездил в Китай учить людей снимать мультфильмы – и вот теперь там выходят сериалы, которые смотрят миллионы людей. Будет ли и в России что-то подобное? Я думаю, что мы на пути к мощному производственному прорыву. Историю российской анимации можно представить в виде графика и понять тенденцию. В девяностых годах анимации в России практически не было. В Питере – ноль. В Москве – там на тот момент «обрывки» «Союзмультфильма», студия «Пилот» – в принципе все. Про регионы ничего не говорим, там ее тогда по факту не существовало. Сейчас, когда я был на слете аниматоров, который ежегодно проходит в Москве, я был просто поражен тем, какое количество людей интересуются этой профессией. Они покупают недешевые билеты, целые залы забиты слушателями, и людям интересно, молодежь приходит. Большое количество студий возникает в разных регионах, в разных городах страны. Это тенденция к тому, что мы на самом деле выходим на какой-то принципиально другой уровень. На фоне того, что сейчас из России ушли крупные конкурирующие студии – а они, конечно, вернутся, – у нас есть шансы за этот промежуток времени развиться, подкачаться и выступить достаточно ярко. Почему многие российские мультсериалы получают призы, но при этом неизвестны широкой аудитории? На самом деле это политика той или иной студии. Либо создатели хотят делать проект, который будет рассчитан на авторскую аудиторию, фестивальную жизнь, либо студия думает о том, чтобы делать и коммерческий продукт. Такие успешные и качественные примеры тоже есть: и «Три кота», и «Маша и медведь». А каких сериалов у нас не хватает? Допустим, подросткового фэнтези у нас практически нет. Подростки – это самая сложная прослойка. Если дети всеядны – им достаточно того, чтобы что-то на экране забавно двигалось, хрюкало, прыгало, – то подростки начинают очень серьезно, скептически смотреть. Аниме, сложно нарисованное, сложно анимированное, в подростковом возрасте можно смотреть, а вот «Свинку Пеппу» уже вряд ли... А сатирические мультсериалы? Пытались в свое время снимать «Атомный лес», но он провалился. Это классно было сделано! Проект [сценариста «Смешариков»] Алексея Лебедева. Мне кажется, сам формат [телеканала] «2х2» – это такой андеграунд, очень интересная, но специфическая направленность. Отзывы-то были хорошие, сериал «заходил», но, видимо, там нужна была какая-то очень мощная сила для продвижения. Возможно ли снимать такой сериал сейчас? Может быть, прямо сейчас все боятся, но в будущем появится ли сатирический мультсериал? Да, я уверен, что появятся талантливые авторы. Тогда появятся и талантливые сериалы. Для такого развития есть все предпосылки. Согласны ли вы, что в России в целом мало визуальной культуры, все сосредоточено на слове? Жанр комикса, к примеру, приживается с большим трудом. Да, согласен, но у нас комиксовской традиции нету. В Америке популярные комиксы появлялись к сороковым годам, в Японии комиксы – это просто религия. У нас это направление очень поздно появилось. Но оно потихоньку начинает обрастать собственными традициями и историей. Влияет ли это на развитие анимации? Расстояние между комиксами и анимацией совсем небольшое. Я в свое время был просто помешан на комиксах, потому что это возможность в картинках рассказывать историю. И то, чем занимаются и сторибордисты, и режиссеры, – тоже комиксы. Они рисуют отдельные картинки, и потом уже эти картинки оживляются. То есть это очень близкие на самом деле форматы. Но если комиксы не востребованный жанр, то и финансирование будет получить тяжелее, и в результате тяжелее продвигаться. Анимация в этом смысле проще. Ее смотрят и будут смотреть. И, пока есть дети, анимация будет существовать. «Старые фильмы сейчас выглядят очень медленными» Я так понял, что вы следите за трендами, за мультсериалами других стран. Что вам понравилось в последние годы? Как это повлияло, может быть, на ваше творчество? Я, с одной стороны, слежу за трендами, с другой стороны, есть люди, которые следят за этим намного более внимательнее, чем я. То есть я скорее получаю какие-то ссылки от друзей: «Вот, посмотри, вот это вот прикольно». Сам я, наверное, все-таки не ищу. Какие-то интересные для меня вещи, например, происходят, когда люди начинают делать модификации трехмерной графики и ее стилизовать под такую 2D-шную кукольную. Полнометражные «Черепашки-ниндзя» сделаны в 3D, но выглядят как будто это кукольная анимация. То есть они снимают это по два кадра, а не по кадру, они убрали оттуда motion blur, и от этого изображение немножко дерганое, но в этом есть дополнительный элемент жизни. Это очень интересно. Люди моего поколения замечают, что в мультсериалах, популярных у подростков, очень быстро двигаются персонажи, какое-то мельтешение. Я думаю, что скорость получения информации в последние десятилетия увеличилась многократно. Фильмы 1950-х или 1960-х сейчас выглядят очень медленными, хочется сказать: «Ну побыстрее, я все понял». То есть мы сейчас уже привыкли к тому, что информация из всех источников все время нас окружает и у людей появляется информационная зависимость. Они часто увеличивают скорость просмотра в полтора-два раза, потому что один уже медленным кажется. А еще бывает такое, что здесь стоит планшет, а здесь еще и телефон, который другую информацию транслирует. Соответственно, то, что люди видят в анимации, должно отражать эти потребности. Чем еще отличаются современные дети от предыдущих поколений и как это влияет на анимацию? Не скажу, что какая-то принципиальная разница есть. Мне кажется, что все равно детство будет связано с анимацией, как ни крути, у всех поколений. Наверное, все-таки будет сохраняться такая тенденция, что родители будут задумываться, в первую очередь, о том, что ставят своему ребёнку. Часть анимации, которая будет условно безопасной, когда родители будут знать, что это можно ребенку смотреть, – эта ниша будет всегда востребована. «Произошло взросление сериала» В последние годы «Смешариков» критикуют с точки зрения феминизма. Герои-мальчики там все познают, исследуют. А Нюша, единственная девочка из младшего поколения – то она объелась, то она ждет принца, то она капризничает, то она с кем-то поссорилась, и вот у нее в какой-то суете жизнь проходит. Говорят, не дает она правильную ролевую модель. Тенденция пошла с этими перегибами в сторону феминизма. Мы очень нежно и трепетно относимся к этому персонажу. И он для нас является, как я говорил много раз, квинтэссенцией всего, что есть хорошего и плохого в женщинах. И все в одной героине у нас заключено. И мы ее очень нежно любим, в сериале никто ее не притесняет. Попробовал бы ее кто-то притеснить. Она бы сама выступила против этого. Ну, кстати, ведь нельзя сказать, что она какая-то традиционная женщина, она такая современная, мне кажется, городская, даже как-то невротизированная отчасти. Она самодостаточная абсолютно, при этом не лишена и женственности, и обаяния. Она абсолютно полноценный персонаж. Вот еще отмечают, что в последние два-три года сериал стал более мрачным. Вот, например, об эпизоде «Традиция» часто говорят, что там прямо какой-то экзистенциальный кризис, какой-то надрыв. С чем это все связано? Это же новый сезон, возвращение. Там было большое количество, около сорока, сценариев, которые не вошли в тот первый сезон, написанных уже под конец. Произошло взросление сериала, и авторы тоже как бы становились старше, и темы поэтому более сложные. При этом уже выросло поколение зрителей, которые смотрели «Смешариков» в детстве, и для них вот эти вот новые, какие-то серьезные темы вообще не будут шокирующими. Опять же секрет популярности связывает с тем, что сложные темы объясняют простым языком. О чем бы вы еще хотели рассказать? На самом деле какой-то формулы успеха не существует. Ей бы все пользовались, если бы знали. Я считаю, что нам просто повезло. И это было какое-то невероятное стечение обстоятельств, когда реально талантливые люди собрались вместе. И практика вот этих двадцати лет, когда мы продолжали работать тем же составом, стала проверкой того, что эти люди здесь не случайны. Каждый человек старался сделать максимум. чтобы вложиться, чтобы не работать с сухим носом. Вот это самое главное. Чтобы то, что ты делаешь, тебя так заводило, что тебе бы хотелось этим заниматься, заниматься и заниматься. И я не могу даже сказать, на какую тему мы еще не разговаривали. Там было все. Ну, вот в ближайшее время на экраны кинотеатров будет выпущен еще один «Альманах». Там будет много чего про кино. Вот наша любовь к кино – она, собственно говоря, там материализована! Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов