«Война и мир», «Муму» и каждодневные маленькие победы
Наш разговор с очередной героиней рубрики «Спасибо за город» начался с сакраментального вопроса: что в свое время подвигло Ольгу Николаевну Ефимову стать учителем русского языка и литературы?
– А у меня и выбора-то особого не было! Во-первых, наше поколение буквально зачитывалось литературой и старалось равняться на героев книг. Во-вторых, с детства сложилось убеждение в том, что педагоги – это особенные люди, о которых у меня до сих пор остались самые теплые воспоминания. Например, я безумно любила Лидию Николаевну Волкову, которая заложила стержень моей личности, и многие ее слова помню до сих пор. В педагоги тогда шли по призванию, вот и я отправилась поступать на филологический факультет.
После его окончания год поработала на родине – в Пермском крае, а потом мы с мужем переехали в Сургут. Почему? Наверное, хотелось самостоятельности, новых ярких впечатлений. А в 2007 году перебрались в Ханты-Мансийск. Я слышала о нем прежнем – маленьком, захолустном, деревянном городке, а когда увидела, то влюбилась и заявила, что хочу здесь жить.
Пятнадцать лет отработала в гимназии № 1, а потом случайно оказалась на экскурсии в новой школе № 9, которая тогда только готовилась к сдаче в эксплуатацию. Я прошлась по всем этажам здания, полюбовалась и восхитилась: Боже, какая красота! И когда в прошлом году поступило предложение пойти туда на работу, согласилась не раздумывая.
– Вы преподаете вот уже сорок лет – зачем мучиться, пытаясь образовать и воспитать наших балбесов? Может быть, уже хватит?
– Бывает, конечно, что и мучимся, но радости они дарят куда больше. Каждый человек приходит в этот мир с определенной задачей, моя миссия – учить. В прошлом году всем пришлось нелегко – новый коллектив, которому только предстояло сложиться, неизбежная адаптация, «притирание» друг к другу. Но уже сейчас я вижу результат – насколько более воспитанными стали дети. Они теперь входят в класс с совсем другим выражением лица!
Иногда думаю, что пора бы и отдохнуть, но, как писал Ремарк, «счастье достается как-то очень просто и всегда намного проще, чем думаешь». Школа – это ведь постоянные, пусть маленькие, но победы. Допустим, один твой ученик победил в олимпиаде – это счастье, другой начал выполнять «домашку», выбрался наконец из «двоек» и получил «тройку» – это успех. Причем радуешься ему больше, чем очередной «пятерке» отличника. В любом случае, это не только моя, но и их заслуга.
– На ваш взгляд, почему современная молодежь так не любит читать?
– У данной проблемы две причины – нечитающие родители и слишком доступный интернет, который заменяет все, в результате мозг ребенка захламлен абсолютно лишней информацией. Русский язык, к сожалению, перестал быть нормой, зато нормой стала безграмотность, в том числе в газетах, на телевидении, рекламе. Одна из мам жаловалась: я не понимаю, о чем говорит моя дочь!
Современные дети не понимают, какое эстетическое наслаждение дарит знакомство с творчеством Тургенева, Бунина, Куприна, и в конце концов утрачивают способность к воображению. В одиночестве все эти проблемы школа решить не сможет, и я не знаю, как можно изменить ситуацию.
Иногда результат приносят другие выразительные средства. Один «нечитающий» мальчик пошел с нами на спектакль «Евгений Онегин», и вы знаете, в его прежде равнодушном взгляде проявился интерес к происходящему на сцене! Так что это не совсем потерянное поколение – если, конечно, с ним работать.
– Не кажется ли вам, что из школьной программы стоило бы убрать какие-то произведения, слишком сложные для восприятия подростка, например, «Войну и мир»?
– Нет, не считаю. Школьники должны их изучать, хотя бы выборочно. Однажды я шестеро суток ехала поездом на Дальний Восток, и в пути мы с соседкой по купе обсуждали «Войну и мир». Вы знаете, вскоре весь вагон затих и слушал наш разговор! Может быть, в результате кто-нибудь из попутчиков подумал: а не перечитать ли роман и мне? Или – а почему именно так поступила Наташа Ростова?
Так что убирать из программы я бы ничего не стала, более того, вернула бы некоторые произведения, в первую очередь те, что развивают чувство патриотизма.
– А внесли бы туда кого-то из современных авторов? Кто из них того достоин?
– Произведения современных включала бы с большой осторожностью, изучать надо классику. Мне нравится Дина Рубина, привлекает Захар Прилепин.
– Почему сейчас в школе ребятишки практически не заучивают стихотворения?
– Мы всегда учили и учим стихи, которые прежде всего развивают память. В прошлом году этот процесс шел с некоторым усилием, но сейчас результат есть.
– Случалось ли вам на работе чего-либо бояться?
– Скажу иначе: я всегда волнуюсь, когда предстоит первый раз войти в новый класс, когда неизвестно, как примут тебя дети, какие возникнут отношения. Обычно этот процесс проходит три стадии: требования – сопротивление – согласие. В результате ребята все равно понимают, что им необходимы знания, и благодарны результатам своих экзаменов. Конечно, иногда случаются моменты, когда и я оказываюсь неправой – но, осознав это, не стесняюсь извиниться перед учениками.
– Как думаете, ваша жизнь удалась?
– Мне всегда везло. Да, могу сказать, что состоялась как учитель, дети стали частью жизни, близкими и родными. Горжусь тем, что спустя многие годы они меня не забывают, приезжают в гости, однажды пять часов пили чай – за разговорами и рассказами о жизни. Со многими бывшими учениками общаемся до сих пор. Приятно, когда они говорят: «Помните, как Ольга Николаевна нам «Муму» читала? Весь класс рыдал!» И этот маленький пример о чем-то говорит, раз зацепила и сумела растопить сердца.
– А вам самой доводилось на работе плакать?
– Я – человек эмоциональный, все пропускаю через сердце. Конечно, когда ты все делаешь, а результата нет, когда порой возникает недопонимание с учениками, то появляются слезы. Показывать их при детях себе не позволяю, а вот дома – да…
– Кому еще случалось быть их свидетелем?
– Прежде всего моему мужу, Василию Григорьевичу, с которым мы знакомы еще со школьной скамьи. Он когда-то таскал мой портфель после уроков, и сейчас встречает после работы и берет сумки с тетрадями – это ведь и есть настоящее счастье. У нас трое детей: Григорий вместе с отцом трудится в энергетике, Антон – юрист, Евгения – комендант общежития. Подрастают внуки: Валерия – студентка, будущий учитель начальных классов, Юлия и Василиса – спортсменки, успешно занимаются водным поло и учатся в гимназии, а Василий пока еще ходит в садик.
– Расскажите о своих увлечениях!
– Я – не традиционная бабушка, до сих пор вся в работе. Живем мы в своем доме, на ухоженном участке нет никаких грядок, зато детям там можно кататься на велосипедах!
– Финальный вопрос – об очаровании Ханты-Мансийска…
– Я его просто люблю! Здесь живут близкие и просто хорошие люди, здесь созданы все условия для того, чтобы работать и воспитывать детей!
Человек, обучающий «детскому мату»