Сюрприз дороже денег: как выбрать подарки на Новый год

В качестве подарка более половины россиян хотят получить на Новый год какой-то сюрприз. И четверть — то, что заранее закажут сами. Как соблюсти грань между желанием волшебства и практичностью выясняла «Вечерняя Москва».

Сюрприз дороже денег: как выбрать подарки на Новый год
© Unsplash

«Какому новогоднему подарку от второй половины вы скорее будете рады: тому, что заказали сами, или сюрпризу?» Такой вопрос задал сервис по поиску работы SuperJob. Как выяснилось, 52 процента опрошенных будут рады сюрпризу, а 26 процентов — тому, что закажут сами. Остальные — не определились.

— Если рассмотреть результаты опроса более детально, то окажется, что мужчины и женщины совершенно по-разному смотрят на вещи в этом вопросе, — рассказывает руководитель исследовательского центра портала SuperJob Наталья Голованова. — Среди мужчин будут радоваться «нужному» подарку 46 процентов опрошенных, а сюрпризу — 44 процента. А среди женщин уже 77 процентов будут больше рады чему-то заранее оговоренному и только 18 процентов — сюрпризу.

В чем тут дело? Психолог Евгений Зимин считает, что результаты опроса ничуть не неудивительны.

— Женщины значительно более практичны, чем об этом принято думать. Пока у них не было доступа к образованию, пока они не могли работать, как сейчас, женщины были должны умело вести любое хозяйство, чтобы дохода, которым обеспечивает муж, на все хватало. Повышенная практичность воспитывалась поколениями.

Сколько можно заработать в образе Деда Мороза и Снегурочки в Москве

Подарок с чеком

Но уровень практичности при дарении и получении подарков растет в России не только у женщин.

— Обратите внимание: сейчас все чаще дарят не подарок, а сертификат — пойдешь в магазин и сам, что нужно, купишь, — рассказывает кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев. — Нередки случаи, когда, например, перед днем рождения именинник называет какую-то крупную вещь, которую он хотел бы получить в подарок, и на эту вещь гости скидываются.

Появилась и другая традиция — писать в соцсетях вишлист (список, в котором человек пишет свои желания. Популярное в западных странах явление составления и публикации вишлистов перед праздниками в XXI веке стало распространяться на остальной мир. — «ВМ»), какие именно вещи ты хочешь получить в подарок, а друзья потом между собой договариваются — кто и что дарит.

У американцев, кстати, есть другая традиция: они дарят подарок... вместе с чеком. Если вещь человеку не понравится, он сможет сдать или обменять его в магазине на что-то другое. Поэтому люди, живущие в США, говорят, что после праздника в магазинах можно увидеть очереди людей, пришедших обменять или сдать товар.

— В принципе, нормальная традиция. В СССР был огромный товарный дефицит, и подарок в виде любого «дефицита» приветствовался. В сегодняшней России, напротив, переизбыток вещей. Поэтому люди хотят не «любую», а вещь, — считает Виталий Караев.

Пылесборник, и только

По мнению эксперта, рост практичности при покупке подарков — прямое следствие регулярного дарения «спама» (в электронным письмах — рекламная ненужная рассылка. — «ВМ»).

— Еще в Советском Союзе, например, существовал стереотип: «лучший подарок — книга». Проблема в том, что купить действительно интересную книгу, несмотря на огромные, в 100–200 тысяч, тиражи, было трудно — их быстро раскупали. Поэтому появилась традиция вручать специальные, «подарочные» книги. Скажем, о минералах. Или о диких животных. Они были тяжелые, большого формата, богато иллюстрированные, но реально их никто не читал.

Блестящие элементы: дизайнер рассказала, как украсить дом к году Дракона

Такой подарок ради подарка, — рассказывает Виталий Караев. — Сначала подарили тебе, а потом кому-то подарил ты. Такая книга могла сменить с десяток хозяев, оставаясь при этом новой.

В 1990-х в России возник феномен подарков-приколов. Абсолютно ненужных, но при дарении вызывающих смех. Ну, например, «кисточка для чистки пупка», «корректор фигуры» в виде сломанной вилки (такой много не съешь), скалки с надписью «От блуда» и «От пьянства».

— По сути, это подарочный «спам». Моей дочери на 18-летие, например, подруги подарили плюшевого гуся «ростом» метра в полтора, — рассказывает маркетолог Денис Котомин. — Конечно, это пылесборник.

Она тут же выставила его на интернет-площадке частных объявлений, и выяснилось: точно таких же гусей там десятки — люди избавляются от ненужных подарков.

Капсульный мир

Купить хороший, идеально подходящий, подарок — сложно. А вот плохой — проще простого.

— Довольно распространенная ошибка — покупка очень дорогого подарка. Например, телефона последней модели ценой в полторы-две ваших зарплаты, — пояснил Евгений Зимин. — Такими подарками, кстати, некоторые молодые люди любят «завоевывать» девушек. На самом же деле они демонстрируют свою зависимость от них.

Если ты даришь подарок, покупка которого тебе явно не по карману, то показываешь, что ценишь женщину больше, чем собственное благополучие, т.е. показываешь, что считаешь себя ниже ее. Таких мужчин женщины, как правило, не любят — потому что не очень-то уважают.

Вторая ошибка — купить что-то псевдополезное.

— Ну, например, жена хочет, чтобы муж бросил курить, и дарит ему никотиновый пластырь. Муж хочет, чтобы жена похудела, и дарит ей абонемент в фитнес-центр. Родители хотят, чтобы ребенок делал зарядку, и дарят ему гантели, — перечисляет Евгений Зимин. — Люди не понимают, что Новый год — не время для нравоучений. По сути, они ведут себя пассивно-агрессивно и пытаются перевоспитать друг друга вместо того, чтобы устроить праздник.

Третья ошибка — обязательно дарить что-то зримое и материальное.

— Подарок, тем более новогодний, — это прежде всего эмоции. Их необязательно вызывает какая-то вещь — сапоги, шуба или, скажем, кофемашина. Эмоции могут вызывать и, например, билеты на концерт любимой группы, возможность покататься в картинг-центре, пострелять в тире, пойти в спа-салон, подняться вечером на башню «Москвы-Сити», чтобы посмотреть на город в огнях. Кстати, это действительно очень красиво, — рассказывает Евгений Зимин. — Большинство москвичей, к сожалению, живут в «капсульном» мире: капсула квартиры, капсула вагона метро, капсула офиса, капсула фитнес-центра.

Они годами видят одно и то же, поэтому эмоции от посещения нового места могут быть очень хорошим новогодним подарком.

Похудеть к Новому году: диетологи назвали лучшие завтраки для стройной фигуры

Учитесь радовать себя

Как пояснил психолог, создавая в семье новогоднее настроение, начните с себя.

— Ведь вы лучше знаете, что вам нужно. Вот именно это себе и купите — благо перед Новым годом обычно выплачивают премии, бонусы или 13-е зарплаты, — пояснил Евгений Зимин. — У нас ведь часто бывает, что «на себя жалко». Особенно — у «ответственных» мам. Ребенку — лучшая одежда, лучшее питание, «развивашки», а себе — ничего. Такая жертвенность не сделает ни вас, ни ребенка счастливым. Он должен понимать, что мама любит и себя тоже, что она — не его слуга, что у нее есть свои интересы и желания.

Также, как пояснил эксперт, очень важно украсить квартиру.

— Это можно сделать уже в середине декабря. Праздничный интерьер повышает настроение автоматически. А без хорошего настроения никакие подарки не сделают вас счастливым. Настроение — прежде всего, — считает психолог.

По мнению Виталия Караева, в москвичах следует воспитывать «культуру праздника».

— Взять, например, Новый год. Как правило, в декабре в большинстве офисов — аврал: доделываются все дела, запланированные на год.

Плюс идет подготовка к Новому году — люди покупают родственникам подарки, решают проблемы, которые не хотят «брать с собой» в следующий год. В результате многие подходят к празднику в состоянии эмоционального выгорания, а в новогодние каникулы просто отсыпаются, — рассуждает эксперт. — При этом, обратите внимание, Москва сейчас превратилась в новогоднюю открытку: кругом световые инсталляции, богато украшенные елки, архитектурная подсветка, но всю эту красоту, как правило, замечают только гости города: москвичам зачастую некогда.

Мы привыкли откладывать праздник «на потом», а это «потом» не наступает. Поэтому, мне кажется, имеет смысл воспитывать «культуру праздника», научившись находить на него время и уделять ему внимание. Примерно как с подарками: не покупать на бегу абы что, лишь бы подарить, «отметиться», а подумать — как сделать по-настоящему приятно. И подарки близким, и праздники должны стать такой же важной частью жизни, как работа или, скажем, забота о своем здоровье. Потому что подарки и праздники — это тоже забота о здоровье себя и близких, только эмоциональном.

Евгений Зимин считает, что в декабре важно «переключиться в режим праздника».

— Меньше обсуждайте работу и больше — предстоящий Новый год и новогодние каникулы. Не лежите в выходные на диване, а сходите погулять по центру или хотя бы в ближайший парк, — рассказывает психолог. — Женщинам очень хорошо помогает поход в парикмахерскую и вообще салон красоты. Так же, кстати, как и продумывание наряда на корпоратив или Новогоднюю ночь.

Важно переключить мысли на предстоящий праздник, потому что он приходит не на календаре, а прежде всего в голове. Как только вы внутренне переключитесь на праздник — сразу придут интересные идеи с подарками для близких. И, кстати, для себя самого: в режиме ожидания праздника проще понять, не «чего нужно сделать», а чего вы на самом деле хотите.

КСТАТИ

С 1 декабря в почтовых отделениях по всей стране появятся специальные ящики для отправки писем Деду Морозу. Помимо возможности отправить письмо главному Деду Морозу в Великий Устюг, почтовая служба также предоставит возможность написать письма его национальным помощникам.

ТРАДИЦИИ ЯПОНИИ

В Японии преподносят подарочные наборы, называемые «Осэйбо», где собраны необходимые в быту вещи. Часто в наборе можно увидеть мыло, консервы, чай, соки, приправы, бытовую химию и прочие «нужности». Также японцы часто дарят друг другу странную деревянную куклударуму. Получивший должен загадать желание, нарисовать ей один глаз и спрятать подальше. Если желание сбывается в течение года, кукле дорисовывают второй глаз, если не сбывается — даруму сжигают перед наступлением следующего года.

ТРАДИЦИИ АНГЛИИ

В Великобритании есть интересная традиция «Тайный Санта»: подарки в семье разыгрываются по жребию.

Под елкой лежит куча подарков, а потом — наподобие игры в фанты: кому достанется вот эта коробочка. Традиция хорошая: если семья большая и вы не знаете точно, что каждому подарить. И по этому могут возникнуть какие-то обиды. А тут — жребий, ничего не попишешь.

ТРАДИЦИИ ДАНИИ

Датчанам важен не подарок, а отношение. Они, как правило, отправляются в гости с обыкновенными недорогими сувенирами или ароматическими свечами. В Дании можно встретить свечи совершенно любой формы, размера, аромата, цвета. Детям же на Новый год дарят тканевую или деревянную елочку, из-за которой выглядывает тролль.

СПРАВКА

Традиция дарить подарки на Новый год родилась в Древнем Риме, еще до нашей эры. Поскольку январь — первый месяц года — был назван в честь двуликого бога Януса, один лик которого был обращен к году прошлому, а другой — к будущему, то первыми новогодними подарками были монеты, изображающие Януса. Помимо них, люди дарили друг другу лавровые ветви — символы счастья и удачи. Вручать подарки было принято с пожеланиями добра и благополучия в Новом году, написанные на различных материалах — прототипах современных новогодних открыток.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук:

— Подарок в русской традиции — это то, чего ты хочешь и о чем декларируешь. Ну, например, Щука исполняла желания Ивана-дурака, а Золотая рыбка — желания старухи. И дети все время Деду Морозу письма писали, в которых указывали вполне конкретные вещи, которые они хотели бы получить.

Другой вопрос, что, как говорил Платон, «несчастлив тот, кто получит желаемое». Потому что последствия, как правило, не просчитываются. А в целом, я думаю, идеальный подарок — это то, о чем человек мечтает, но в силу каких-то причин не может себе позволить. Вот он уже и не надеется получить, а вы раз — и дарите.

Это одновременно и сюрприз, и новогоднее волшебство, и то, что человеку реально нужно. А получать носки или крем после бритья — это странно. Такая «голая» практичность — не для подарков. Бытовые вещи вряд ли могут создать ощущения праздника.