Разбираемся с экспертами в области образования
В феврале 2023 года студент РГГУ рассказал, что защитил диплом, написанный с помощью ChatGPT. Это спровоцировало дискуссию о том, как относиться к использованию нейросетей в учебе, и мнения, как всегда, разделились. Пока одни предлагали запретить студентам и школьникам работу с искусственным интеллектом, другие регламентировали этот процесс: например, МГПУ официально разрешил писать работы при помощи ИИ. Сейчас качество генеративных нейросетей быстро растет, и возникают новые вопросы. Можно ли использовать их в учебе? С какого возраста школьника стоит с ними знакомить? Придется ли учителям искать новые подходы к образованию? Разбираемся вместе с экспертами.
Нейросети и школьники
Бум в развитии генеративных нейросетей начался еще в прошлом году, и сегодня пользователи уже активно создают с их помощью контент — иллюстрации и тексты. У студентов и школьников популярны языковые модели, такие как ChatGPT и YandexGPT. Они позволяют создавать драфты текстов, предлагать идеи или выделять в материале важные мысли.
Несмотря на широкие возможности нейросетей, у многих их использование вызывает беспокойство. Особенно если речь заходит о школьниках: у них не до конца сформированы навыки критического мышления, поэтому им сложнее самостоятельно оценить результат работы с чат-ботом.
При этом дети, конечно, уже сегодня активно взаимодействуют с нейросетями. «Нынешние малыши общаются с голосовым помощником Алисой с раннего возраста. Но другое дело — обучение осознанному использованию нейросетей. В 11-12 лет формируются мыслительные процессы высокого уровня, критическое мышление. Мне видится, что это тот период, когда можно предложить ученику выполнить задание с помощью ИИ на разных стадиях (поиск информации, структурирование, выжимка содержания, создание текста определенного жанра) и критически оценить результат», — рассуждает Ирина Томашпольская, координатор программы международного бакалавриата средней школы (IB MYP) из «Летово».
Что и как можно делать с помощью нейросетей
Несмотря на опасения скептиков, нейросети можно эффективно использовать как вспомогательный инструмент. Например, обратиться к ChatGPT и YandexGPT за советом, попросить дать инструкцию по изучению новой темы или проверить знания с их помощью. Другой хороший сценарий — борьба со страхом чистого листа. Нейросеть может помочь с планом для эссе, структурировать аргументы или даже предложить тему для учебного проекта.
«Искусственный интеллект помогает анализировать ошибки. Например, если раньше школьник учился программированию и в чем-то запутался, он должен был искать помощь в поисковике. Продвинутый школьник — на профильном Stack Overflow, где далеко не всегда есть понятные новичку решения. Сейчас задать вопрос можно чат-боту. Особенность нейросети в том, что она учитывает контекст и может общаться с пользователем на понятном уровне. Достаточно попросить ее «ответить так, чтобы понял пятиклассник», и она подстроится под школьника. Появляются и специальные образовательные инструменты: у нас, например, ИИ-помощник на основе YandexGPT встроен в тренажер для подготовки к ЕГЭ по информатике», — рассказывает Павел Воронин, методист Яндекс Учебника и преподаватель информатики.
Кроме того, ИИ — это хороший инструмент для погружения в новую тему. Если для работы с обычным поисковиком пользователь должен знать, что именно он ищет, то нейросеть отвечает на открытые вопросы. Например, можно уточнить, какие термины важны для понимания той или иной темы, и попросить объяснить основы. Начать работу можно с простых запросов: «Представь, что ты мой учитель, и объясни теорию эволюции» или «Задай мне вопрос по истории смутного времени для самопроверки».
Нейросети — это еще и инструмент для учителей. Например, их можно использовать для генерации новых заданий: составить контрольную не из двух вариантов, а из тридцати уникальных. Или поступить креативнее — попросить нейросеть превратить стандартную задачу про землекопов в задачу про крафтинг в Minecraft. Это та мелочь, которая помогает удерживать внимание школьников и на создание которой у педагогов обычно не хватает времени.
Правила работы с нейросетями
В первую очередь ученику нужно объяснить, с какой сущностью он общается. Как отмечает Павел Воронин из Яндекс Учебника, важно показать, что нейросеть дает убедительные ответы, но может «галлюцинировать» — придумывать несуществующие факты. Дело в том, что нейросеть запрограммирована давать ответ — отказать она может, если «опасается» навредить человеку или задеть его. В остальных ситуациях для модели приоритетнее ответить хоть как-то, чем сказать «я не знаю». В результате она порой может дать абсурдный ответ: например, составить список птиц, которые могут поднять теленка. Поэтому и школьникам, и студентам нужно учиться критически смотреть на полученный результат.
Для развития критического мышления Ирина Томашпольская из школы «Летово» предлагает такой вариант: «Можно дать ученику самому найти информацию, проверить достоверность фактов и источников, которые упомянуты в тексте, сгенерированном с помощью ИИ. Более сложная история — предложить школьнику подумать, что именно можно считать «хорошей работой» по заданию. То есть составить вместе с ним критерии, которым должен соответствовать текст». Умение оценивать чужой текст помогает студентам и школьникам внимательнее смотреть и на результаты собственных промптов.
Когда ученик уже примерно понимает, чего может добиться от нейросетей, стоит вместе анализировать такую работу: какие вопросы задавать, как получить качественный результат. Но чтобы обучать этому, для начала нужно научиться самому работать с нейросетями. Так можно увидеть, какие навыки нейросети развивают у школьников и студентов. Как рассказывают эксперты, для работы с ИИ важно умение структурно мыслить и объяснять задачу.
Андрей Фетисов, учитель английского языка из школы «Летово», объясняет: «Ученикам нужно помочь сформировать навык prompt engineering, отвечающий за точность сформулированного запроса. Оно само по себе полезно — умение лаконично и ясно выражать мысли на письме всегда пригодится. Помимо этого нужно создать такую культуру использования нейросетей, где чат-бот — это не фактотум, готовый выполнить за тебя письменную работу, а скорее карманный ассистент-помощник».
Как это повлияет на образование
Нейросети уже сейчас становятся массовым явлением. Вполне возможно, что через несколько лет дети будут использовать ИИ гораздо активнее, чем взрослые, которые не начали вовремя знакомиться с новой технологией. На образование это, конечно, тоже повлияет. Если домашнее задание можно выполнить с помощью нейросети за две минуты, значит, оно не очень хорошее. Сами задачи будут меняться, становиться более творческими — требовать от студентов и школьников анализа, использования разных источников, генерации гипотез и их проверки.
Некоторые школы и университеты уже начинают формировать политику насчет нейросетей. Руслан Сулейманов, проректор МГПУ, так объясняет подход университета к работе с ИИ: не нужно запрещать новые технологии, но важно научить студентов грамотно с ними работать.
«31 августа мы опубликовали изменение в положении о ВРК (выпускных квалификационных работах) и ввели правила использования генеративных нейросетей. Мы однозначно высказались, что не против применения таких инструментов при подготовке дипломов и других заданий, но требуем соблюдения нескольких правил. Во-первых, студенты должны проверять данные, которые выдает нейросеть — иногда ее ответы не соответствуют действительности. Во-вторых, нужно ссылаться на те продукты, которые были использованы. Сейчас такая практика довольно часто встречается в среде ученых: в список соавторов вносят конкретные инструменты ИИ. Соответственно, мы тоже просим студентов это делать — и у себя в рекомендациях написали, как оформлять такие ссылки».
Важно подробно прописывать критерии оценки. Это позволяет сохранять высокий уровень работ, отсеивать те, где ученик действительно поленился.
Конечно, правила использования нейросетей внутри конкретного учебного заведения и системы образования в целом постепенно будут вырабатываться. Но уже сейчас понятно, что это не просто тренд, который забудется через несколько лет. Эффективно использовать нейросети учатся все — преподаватели, школьники, студенты и даже родители.