Идею согласовывать с родителями школьников увольнение учителей забраковали
Родительские собрания в школах предложили наделить правом вето на решение администрации уволить того или иного учителя. Такую норму содержит законопроект, который подготовили в думской фракции «Новые люди». Документ обсудили на заседании Комитета Госдумы по просвещению 15 декабря. Большинство депутатов высказались против.
«Нет», даже с условием доработки
Законопроект на заседании комитета представила один из авторов документа, член того же комитета Анна Скрозникова. Она рассказала, что основные новеллы законопроекта — закрепление статуса родительского собрания в законе и наделение таких объединений рядом функций. Это:
согласование примерного меню завтраков и обедов для учащихся, расторжение договоров с поставщиком услуги по организации питания для школьников, отмена требований к одежде обучающихся, организация внеурочной деятельности, запрет увольнения учителей, если, по мнению родителей школьников, это незаконно.
Такие поправки предложено внести в закон об образовании.
Ранее на документ уже пришел отрицательный отзыв кабмина. Комитет Совфеда по науке, образованию и культуре также не поддержал законопроект. Авторы инициативы готовы устранить недостатки, сообщила Скрозникова.
«Например, убрать из определения родительского собрания как коллегиального органа общественного управления слово «общественного», поскольку такой структуры в России в принципе не существует», — сказала депутат. Однако это ситуацию не спасло.
Права есть, а где ответственность
Большинство депутатов профильного комитета не поддержали законопроект. Это они отразили в постановлении по итогам заседания, не рекомендовав к принятию в первом чтении.
По мнению члена Комитета Госдумы по просвещению Виктора Смирнова, понятийный аппарат конкретного закона об образовании и законодательства в целом сегодня уже и так перегружен. Введение в него еще одного термина, а именно - «родительское собрание», не упростит, а усложнит ситуацию: «Тем более что участие мам и пап в управлении школьной организацией уже предусмотрено действующим законодательством через советы родителей».
Кроме того, по мнению первого зампреда того же комитета Алены Аршиновой, сама идея влияния пап и мам на решения администрации через родительские собрания трудновыполнима: «В наши школы пока еще не пришла «бигдата», когда все родители смогут голосовать онлайн и когда администрация школы сможет учитывать реальное мнение, а не только тех, кто дошел в школы ногами».
С коллегой согласился и другой зампред Комитета по просвещению Михаил Берулава: «Каковы гарантии объективности родительского собрания, если на нем будут присутствовать 20 родителей, а не 80, если списочный состав класса, например, 40 человек?».
«Другой момент. Родительское собрание предлагается наделить правом принятия решений по пяти позициям, возникает вопрос: какую ответственность это собрание будет нести за эти решения?» — задался он вопросом.
Всему глава — Трудовой кодекс
Но самые большие споры разгорелись вокруг права родителей блокировать решение администрации увольнять учителей, если, по мнению мам и пап, такое решение незаконно.
«Блокировка решения об увольнении противоречит концепции Трудового кодекса и не приемлема ни для каких видов деятельности, — считает Виктор Смирнов. — Давайте пациенты будут определять, может терапевт работать или нет. Институт трудового права в стране выстраивался многие годы. Педагогические работники под тем же Трудовым кодексом».
С коллегой согласилась и Алена Аршинова: «Что касается учителей, наш комитет — постоянный заступник их прав. Действующее законодательство позволяет нам это делать и сегодня, в том числе в случае незаконного увольнения или увольнения по давлением».
При этом Аршинова отметила, что с уважением относится к желанию коллег сделать жизнь в школе лучше и для учеников, и для родителей, но для этого нужно искать какие-то другие формы. Инициатива удостоилась добрых слов и от Анатолия Вассермана, члена того же профильного комитета Госдумы.
«Предоставление родителям новых прав делает их ответственными за процесс и результат обучения, что само по себе неплохо. Ибо, когда родители сдают ребенка в школу, как в мастерскую, и просто ждут, что в этой мастерской с ними сделают, это вредно и для учеников, и для родителей», — сказал Вассерман.
Добавление прав родителям параллельно с ответственностью, в принципе, уместно, считает депутат. При этом он отметил, что «в нынешнем виде у документа, конечно, нет никаких шансов». Что в итоге и подтвердило голосование депутатов, которые законопроект не поддержали.
В противоречии с другими законами
Ранее оценить инициативу «Новых людей» «Парламентская газета» попросила Виталия Сурвилло, на тот момент председателя наблюдательного совета Минпросвещения, а ныне советника президента «Деловой России» по вопросам образования.
«Если речь идет о государственных школах, не возникнет ли противоречие между предложением наделить родительское собрание функцией «управления школой» и Федеральным законом «Об общественных организациях», ограничивающим их вмешательство в деятельность госорганов», — усомнился тогда Сурвилло.
К тому же, по мнению эксперта, предложенный перечень полномочий родительских собраний в целом порождает множество вопросов, если речь опять же идет о государственных школах.
«Принятие решений о примерном меню — имеется в виду в рамках выделенного государственного финансирования? Расторжение договоров с поставщиком на питание в школе при наличии реальной альтернативы? Иначе договор мы разорвем, и питание прекратится», — засомневался Виталий Сурвилло.