В Музее современного искусства представили выставку о педагогических методиках
"Берите бумажки, столбики, деревяшки, складывайте, красьте, стройте!" - призывает название выставки в Московском музее современного искусства. Экспериментальные педагогические методы, появившиеся на рубеже XIX-XX веков, сегодня все чаще находят отражение в современных интерактивных художественных проектах.
"Педагогика приключений" - это метод, при котором человек познает мир в процессе опытного освоения. Именно этим посетителям предстоит заняться в экспозиции, в процессе изучая работы таких ярких представителей авангарда, как Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Михаиль Цехановский и многие другие.
Большинство этих людей объединены одним хорошим знакомством с педагогом и просветителем Александром Зеленко. Он был архитектором, прекрасно развивающимся в профессии, но в один он момент решил все оставить и отправиться в кругосветное путешествие. Пораженный увиденным за границей, он решил посвятить свою жизнь просвещению, почерпнув свежих идей в США и Великобритании. Вернувшись в Россию, он открывает первый в стране сетлемент- просветительский центр для детей. Там разместили дневной приют, библиотеку и театр, привлекли к этой деятельности видных художников, педагогов и мыслителей. Это дало начало прогрессивному подходу к образованию в России.
Фото: Пресс-служба Музея современного искусства
Название выставки отсылает к "Сказу о двух квадратах" Эля Лисицкого, призывая выйти из роли "зрителя" и стать полноценным творцом. Художник предлагает читателю воспринимать книгу словно игру в кубики, самостоятельно выстраивая из слов современную сказку.
С этим же посылом кураторы создавали выставочное пространство, где необходимо не просто наблюдать, а самостоятельно добывать смыслы. Заняться этим предлагают в пяти разделах, позволяющих изучить мир с помощью самых разных педагогических подходов.
"Складывайте и стройте! Свои мысли и идеи, как обычные кубики, - призывает консультант выставки Наталья Смолянская. - "Педагогика приключений" отлично действует как на детей, так и на их родителей. Стоит приложить тепло ваших рук к каждому из разделов выставки, чтобы открыть для себя неизведанный и такой занимательный мир. Кто знает, может, после осмотра экспозиции в вашем сознании появится новый, так необходимый элемент, мысль или открытие".
Например, в экспозиции воссоздали Музей детской книги, открытый когда-то Яковом Мексиным, который тоже был участником сетлемента. Он предлагал детям рассмотреть во всех подробностях процесс создания любимых книжек. Поэтому сегодня каждый сможет вооружиться наборными печатями и создать собственный текст. Изучая этот раздел, обратите внимание на пестрые обложки детских книг эпохи авангарда, которые расставлены вокруг. Они создавались видными художниками XX века.
Фото: Пресс-служба Музея современного искусства
Раздел "Книги детям" посвящен "вырезалкам" - привычным играм на развитие воображения и моторики. Только теперь детям и взрослым предстоит почувствовать себя конструкторами и приступить к постройке авангардного завода. Здесь нет пределов для полета воображения и ограничений творческих порывов.
Опыт современных зарубежных педагогов представлен в разделе "Общий хлеб", где раскрываются подробности проекта французской художницы Мари Престон. Она изучает коллективное творчество и общность, предлагая коллегам и друзьям вместе испечь хлеб. Этот простой процесс объединят людей, а тесто предстает в качестве художественного и тактильного материала.
Фото: Пресс-служба Музея современного искусства
Выставка открыта до 24 февраля и обязательна к посещению всем, кто хочет получше узнать своего "внутреннего ребенка" и подобрать для него наилучший педагогический подход.