Войти в почту

В Екатеринбурге 13-летняя девочка стала заложницей собственной матери

Правоохранители Екатеринбурга разбираются в диком случае: девочка-подросток не ходила в школу и фактически была "под домашним арестом" у собственной матери. Удивительно, что соседи знали, что в семье творится неладное, но обратились в полицию лишь тогда, когда не реагировать было уже невозможно.

В Екатеринбурге 13-летняя девочка стала заложницей собственной матери
© Российская Газета

Месяц назад жильцы хрущевки вызвали полицию: истошно кричит девочка, живущая в квартире на пятом этаже. Сотрудники МВД обнаружили в захламленном жилище женщину и девочку. По словам начальника пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерия Горелых, в квартире нашли массу религиозных атрибутов, в том числе крест размером от пола до потолка, портрет Распутина. Выяснилось, что мать нигде не работает, а девочка не ходит в школу. Полицейские забрали девочку и отправили в больницу, там она восстанавливает здоровье до сих пор. А сама женщина прошла краткий курс лечения и вернулась домой. Тогда город и узнал о "девочке-маугли".

Историю о том, как жилось подростку с мамой Натальей, рассказали соседи. Весь подъезд знал, что 50-летняя женщина не работает, накопила огромные долги за коммуналку. Даже готовить еду было не на чем.

- Девочку я домой приглашала, чтобы она поела, хотя бы бутерброды, она отказывалась. Говорила: "Мама может запах колбасы уловить. Нельзя, пост!" - говорит Галина.

Наталья говорила, что никогда не будет работать на государство, дочери разрешала носить платья только до пят. Все лето девочка собирала по району металлолом, а зарплату приносила маме.

- На выкроенные деньги она как-то купила пуховичок и переодевалась за гаражами, чтобы мать не увидела, - вспоминает другая соседка.

Как долго девочка не ходила в школу, соседи не знают. По крайней мере, два года - столько семья живет рядом с ними.

Но как вышло так, что ребенок в большом городе полностью выпал из поля зрения социальных органов?

- Информация о детях школьного возраста есть в городской базе данных, в нее попадают все ребята имеющие регистрацию по месту жительства, -прокомментировала для "РГ" ситуацию директор одной из местных школ Маргарита Павлова. - Следовательно, девочка не была зарегистрирована, а может, никогда и не имела прописки?

Подобное вполне могло произойти, считает завкафедрой теологии Уральского государственного горного университета, религиовед Алексей Старостин. Он предположил: хозяйка может быть последовательницей секты "царебожников", которая была распространена на Урале, а ее лидер бывший схиигумен Сергий (Николай Романов) сейчас отбывает наказание за преступления экстремистской направленности.

- Последователи секты ведут затворнический образ жизни, не пускают детей в школу. Злом и грехом наполнен для них весь окружающий мир, и они стараются уменьшить с ним все контакты, - отметил Алексей Старостин.

Сейчас правоохранители выясняют, как стало возможным, что девочка оказалась затворницей собственной матери, оценивают действия госслужб. Но уже сейчас можно сделать вывод о главной причине произошедшего. Это равнодушие окружающих.

- Обычные люди, соседи не включены в систему выявления сложных семей, - говорит руководитель проекта "Школа приемных родителей" Валерий Басай. - Жители дома должны были позвонить в полицию, в департамент образования,-да куда угодно, только чтобы обратить внимание на проблему. Система профилактики должна касаться каждого. Узнал, что у соседей происходит что-то неладное, сообщи в отдел опеки. Ведь ребенок страдает! Если бы граждане вовремя отреагировали, может и официальные органы не проморгали бы трагедию?

Комментарий

Инга Дорофеева, юрист:

- Какую ответственность несут родители, если ребенок не ходит в школу? Согласно 63-й статье Семейного кодекса, родители обязаны воспитывать и обучать своего ребенка. Если этого не происходит, то составляется административный протокол, родителя приглашают на комиссию. Если выясняется, что он уклоняется от содержания и воспитания ребенка не предпринимает усилий для того, чтобы тот ходил в школу, то у органов опеки появляется правовая возможность привлечения его к ответственности. Вплоть до уголовной, по статье 156 УК РФ за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если при этом отмечены еще и факты жестокого обращения с ребенком. Санкция по ней предусматривает лишение свободы до трех лет.