«Порой удивляет подход к тренировкам в США. Думаете, они – трудяги?»: интервью тренера по физпогодовке Пиляка

Дмитрий Пиляк – тренер по физической подготовке из Санкт-Петербурга, разработавший свою собственную методику. У него впечатляющий опыт работы: он сотрудничал с СДЮШОР ЦСКА, сборной России по хоккею U21, «Невским Фронтом», эстонским клубом «Дина», сборной России по баскетболу U16 и питерским «Динамо-Центр». На данный момент Дмитрий занимается подготовкой методической базы по физической подготовке в возрожденной футбольной школе «Смена» во Фрунзенском районе, директор которой Сергей Березкин – выпускник «Смены». Также Пиляк работает со спортсменами индивидуально, в основном дистанционно – онлайн. Среди них хоккеисты Александр Легков (сборная России U21) и Алексей Ярмольник («Питтсбург» U18), футболисты Урхо Халанен (финская «Хака»), Богдан Самсонов (питерское «Динамо») и Алексей Сысоев (СШОР «Зенит»), баскетболистка Анастасия Новицкая (новосибирское «Динамо»).

«Порой удивляет подход к тренировкам в США. Думаете, они – трудяги?»: интервью тренера по физпогодовке Пиляка
© Спорт день за днем

С 2020 года Дмитрий полностью занимается подготовкой двух перспективных теннисисток – своей дочери Ангелины Пиляк и ее напарницы Мирославы Захаревич. В интервью «Спорту День за Днем» Дмитрий Пиляк оценил уровень физической подготовки российских спортсменов, рассказал о своей методике и объяснил, почему сейчас в России так мало топовых молодых игроков.

«Детский тренер не имеет особого статуса»

– У вас есть любопытная цитата: «Школ много – игроков мало». Почему так происходит? – Все просто – каждый заточен под результат. Весь спорт – это коммерция. Также есть проблема в подготовке и тренерских кадрах. Анализируя весь тренировочный процесс, приходишь к выводу, что где-то мы уходим не туда и на выходе получается, что нет того продукта, который нам нужен в современном спорте. – Возможно ли разрушить эту парадигму заточенности на результат? – Любое начинание, не важно, спорт это или нет, мы ему обучаемся, а потом должны это где-то показать. У нас ведь должен быть на выходе какой-то результат. – Верно, но мы говорим о ситуации, когда из-за этой заточенности детям в школах не дают креативить, ставят в определенные рамки. – Тренерский состав получает зарплату в зависимости от результата, исходя из того, сколько игроков подготовил тренер, сколько кубков и медалей он выиграл. Приходится сужать тренировочный процесс, поэтому более поздних, но одаренных ребят немного задвигают. Ставят тех, кто приносит результат здесь и сейчас. Плюс это, наверное, еще и личные амбиции тренеров. – Эту систему вообще можно как-то изменить? – Вы имеет в виду до какого-то определенного возраста убрать результат? – Нет, речь скорее про поиск баланса. Чтобы результат был целью, но не одной-единственной. – Все зависит от тренера. У нас все так устроено, что детский тренер не имеет особого статуса. Он стоит в начале пути, привлекает ребенка в спорт, заинтересовывает, обучает, а дальше ребенок передается следующей категории тренеров и о первом тренере уже никто не вспоминает. И в этом корень проблемы. О человеке, который готовит ребенка на начальном этапе, забывают в этой цепочке. Получается, что наверху тот, кто последний, и это не совсем справедливо. – Многие говорят об этой проблеме. Получается, из-за того, что первые тренеры забываются, меняется и их отношение к работе? – Конечно! Допустим, человек готовит команду, передал три-четыре человека в СШОР «Зенит» или в Академию и кто-то из них стал профессиональным игроком. Но никто уже не помнит, кто дал ему дорогу, увидел в нем талант, развил до определенного уровня и передал выше. Конечно, отношение меняется. Чисто с человеческой точки зрения это очень обидно. Зачем вкладываться, если так происходит? Это ведь не только тренировочный процесс. Это и этика, воспитание духа спортсмена, работа с головой. Тратится очень много сил и времени. – Получается, в какой-то степени нам нужно менять и систему ценностей? – Да. В конце концов, спорт – это один из элементов развития человека.

«Индивидуальные виды спорта будут востребованнее командных»

– Как вы в целом оценить уровень физической подготовки спортсменов в нашей стране? – Если брать игровые виды спорта, где мы всегда были законодателями мод, тот же хоккей, в советское время отчасти футбол, баскетбол, гандбол, волейбол, то, конечно, физических кондиций нашим спортсменам не хватает. Прежде всего – скоростей и атлетизма. Тенденции спорта таковы, что игровики должны следить за своей формой сами, работать с персональным тренером по физической подготовке, который будет учитывать особенности своего спортсмена. Тогда у нас будет прогресс в этом направлении. В команде тренер по физподготовке подводит всех под те кондиции, которые требуются при решении той или иной задачи.

Анастасия Новицкая // Фото: БК «Динамо» Новосибирск

– А если мы возьмем индивидуальные виды спорта?

– Там физическая подготовка лучше, потому что ты работаешь индивидуально со спортсменом, изучаешь особенности его организма, как он работает при той или иной нагрузке, выбираешь оптимальный вариант этой нагрузки и готовишь его. Это, конечно, проще. Наверное, сейчас индивидуальные виды спорта будут даже более востребованными, чем командные. Здесь нужно меньше средств для подготовки спортсменов.

«Работой с отягощением мы имитируем игровой процесс»

– Вы создали собственную систему подготовки. Расскажите, как вы ее разработали и в чем ее особенности. – Америку я не открыл. Все систематизировал и взял те лучшие методики Советского Союза, которые почему-то у нас забыты. При разработке методики ориентировался на американских и лучших европейских спортсменов-игровиков, потому что лучшая физподготовка все-таки у них. И научная база у них хорошая. Я начинал, как и все, с учителя физкультуры, дальше фитнес-клуб и спорт высших достижений. Я готовил в 2017 году сборную России по баскетболу U16, на первом сборе подтянули физические кондиции, на второй вызвал научную группу из Высшей школы тренеров по баскетболу имени Лесгафта, чтобы они сняли тесты с команды. Результаты скакнули достаточно прилично, и мы начали сотрудничать с ВШТ. Моя методика заключается в том, что мы убрали практически все беговые тренировки, заменив их на кардиотренажеры и работу в тренажерном зале с отягощениями. Вес подбирается в зависимости от уровня спортсмена. – Почему такой вариант более выгодный с точки зрения тренировок? – Игровые виды спорта заточены на сопротивление. Чтобы получить качественного игровика, его тренировочный процесс должен быть приближен к его специализации, то есть к игре – должно быть постоянное сопротивление. Когда ты работаешь в тренажерном зале, у тебя в руках вес и мозг уже посылает команду, что это сопротивление. Работой с отягощением мы имитируем игровой процесс. Здесь мозг сопротивляется отягощениям, в игре – человеку. В двадцать первом веке спорт сильно отличается от прошлого века скоростями и атлетизмом. Плотность игры выросла, выросли скорости, а, значит, и сопротивление. – Получается, современному игроку даже больше необходимо, чтобы его тренировки были приближены к игре? – Совершенно верно. Тут вот в чем проблема: физподготовкой в игровых видах спорта занимаются в основном выходцы из легкой атлетики. Плюс генофонд. Дети 60-х, 70-х, 80-х, 90-х очень сильно отличаются от детей современного поколения. Методики, разработанные до 70-80-х годов, которые еще застало мое поколение, по которым нас тренировали, современные спортсмены просто не выдерживают. – Чего им не хватает? – Силовых показателей. И мы нашли причину – силовая динамометрия, сила мышц. Если современных детей подводить грамотно, нужно выравнивать физический и биологический паспорт.

Алексей Сысоев // Фото: СШОР «Зенит»

– Получается, нужно еще предварительную работу проводить?

– Да. Заложить фундамент. Вот тогда методики 70-80-х годов будут лететь, как летели в Советском Союзе. Но у нас не учитывается, что генофонд поменялся. Дети другие, люди другие. Вроде две ноги, две руки, голова – все одно и то же, но качества поменялись.

– Условия ведь разные.

– Верно. Еще проблема детей больших городов: они тепличные, у них все есть, их очень сложно мотивировать. За то, что они занимаются, им еще нужно говорить большое спасибо, поверьте.

«Большие деньги влияют на мотивацию»

– Если мы возьмем профессиональный футбол, там тоже с мотивацией большие проблемы, что уж говорить про детей? – Там большие деньги, а это уже очень сильно влияет на мотивацию. Все упирается в коммерциализацию спорта. Не только российского, это ведь общемировая тенденция. Мы только отголосок. Все пришло с Запада. И методику подготовки мы берем оттуда, только не учитываем, что мы другие и у нас они не работают. Думаете, американцы или европейцы – трудяги? Там другой менталитет и подход к подготовке. У меня играют в Америке спортсмены, с которыми я работаю, и мы удивляемся порой их подходу к тренировкам. Они делают ровно столько, сколько нужно – ни грамма больше. – Но при этом вы сказали, что у них физическая подготовка лучше. – Да, у них генофонд другой. У них уже есть на что положить, есть база.

«Нужно применять блоковый метод и минимизировать количество упражнений»

– В 2015 году у вас была негативная история, связанная с центром подготовки тренеров. Как вы относитесь к лицензированию сейчас? – Скажем так: я отстаивал свою точку зрения на подготовку в современном спорте, конфликтом это назвать нельзя. Понимаете, мы готовим тренерский состав для детей, юношей, но не можем ни старые методики применить, ни новые, и на выходе получается, что игроков-то нет. Даже наши топовые школы не могут подготовить топ-игрока. Академия «Зенита» дополнительно включает дисциплины, помимо футбола, и они за счет этого еще выезжают, потому что это необходимая часть подготовки. Нужно разнообразие, иначе мозг просто не усвоит информацию. Мы проводили параллели с обычной школой – все один в один. Тренировочный материал лучше всего усваивается блоковым методом и с помощью минимизирования количества упражнений. – Минимизирования? – Да, три-четыре – максимум. Мозг просто не успевает усваивать. Как это все работает: вот мы провели с вами тренировку, идем в раздевалку, садимся, и мозг начинает анализировать, раскладывать всю полученную информацию по ячейкам. Представьте большую публичную библиотеку. И когда игрок на поле, эта информация выходит автоматически, он ее может применить в игре. Он уже не задумывается, что ему сделать. А когда информации много, она растворяется и мозг уже не достанет в доли секунды нужное решение. Об этом рассказывала еще профессор Татьяна Черниговская. Я проанализировал это у себя в тренировочном процессе и понял: да, это так и работает. – Но мы ведь говорим только в контексте одной тренировке, верно? В следующий раз можно дать новые три-четыре задания и происходит наращивание? – Совершенно верно. Начинаешь с простого, а потом усложняешь. И тогда твой мозг все усваивает, быстро принимает правильные решения в сложных игровых ситуациях.

«В Петербурге много ребят, но мало команд»

– Сейчас в профессиональном спорте очень мало молодых талантов, которых заметили в детстве и юношеском возрасте, и они дошли до высокого уровня. – Потому что в основном на начальном этапе детей приводят родители, то есть желания большого у самого ребенка нет. Получается, его заставляют. Многие родители хотят видеть в сыне или дочери свои спортивные таланты, которые сами не реализовал в спорте, и пытаются сделать это через своего ребенка, кто-то пришел с желанием заработать денег на спорте – причин много. И получается, что к 14 года, когда ребенок полностью формируется, ему это не надо. Все, он заканчивает. – И только единицы, которым это действительно нужно, идут дальше? – Очень сложно. У кого-то теряется мотивация, глядя на все, что происходит. Сложно попасть в топовые команды, и многие просто опускают руки. Если мы говорим про Петербург, у нас много ребят, но мало команд, поэтому очень высокая конкуренция. Плюс подготовка, очень высокий травматизм в детско-юношеском спорте. – Многие заканчивают из-за травм. – Да. Чем выше уровень, тем выше нагрузки. В профессиональном спорте нужно иметь отменное здоровье. Если оно у тебя присутствует, ты будешь профессиональным игроком.

«Чтобы конкурировать, к 16 годам нужно иметь готовых игроков»

– В одном из своих интервью вы говорили, что в современных реалиях игрок уже к 16 годам должен быть топом, но у нас есть футболисты, которые и к 25 годам не реализовывают свой потенциал. – Дело в позднем развитии. Если мы смотрим на сборные лучших футбольных стран, на их заявку, средний возраст игроков – 19-23 года. То есть, чтобы нам с ними конкурировать, мы должны уже с 16 до 18 лет иметь готовых игроков. К 16 годам игрок должен быть готов, дальше он два года дотачивается, набирается опыта до конца, и с 18 лет с него можно требовать результат. Но у нас так не работает. – Потому что есть пробелы в подготовке? – Верно. Допустим, игрок в 16 лет готов физически и технически, но не готов играть в профессиональной команде. А даже если и готов, его туда не возьмут, потому что ему нужно давать играть, он должен наошибаться. А над тренером довлеет результат, и никто его ставить не будет. Соответственно, он будет сидеть на скамейке. Как он будет развиваться?

Дмитрий Пиляк // Фото: «Радио Зенит»

– Выходит, это какая-то палка о двух концах. Нам нужны игроки, есть правительственные программы, но при этом важен результат, поэтому игроков не развивают должным образом.

– Знаете, почему так происходит? Просто разный подход систем. Когда был Советский Союз, у нас было социалистическое государство, то есть оно вкладывалось в развитие собственных людей. Мы были двигателем, и государство было заинтересовано в развитии человека – спортсмена, ученого и так далее. Сейчас у нас капитализм. Чем он отличается? Извлечением прибыли. Зачем я буду вкладываться в человека, когда можно взять готового, который здесь и сейчас даст мне результат? А что мне от этого 16-летнего?

– Я понимаю, что это реалии современного мира, но есть же страны, которые продолжают воспитывать топовых игроков. Почему у них получается выживать в новых условиях, а у нас нет?

– В России есть пять-шесть команд, где собраны более-менее квалифицированные футболисты: и россияне, и легионеры. Даже средний иностранец лучше нашего российского игрока. Почему так? Дело в подготовке. Мы встроены в мировую систему и занимаем там не ведущие роли. Те страны, которые всегда были в этой системе и заняли там свою нишу, так эту нишу и занимают. Это Германия, Нидерланды, Испания, Италия, Франция, а все остальные подтягиваются.

«Все передовые методики Запада – доработанные советские»

– Но это так странно. У них получается, а у нас это было в Советском Союзе, но мы никак не можем это вернуть. – Потому что мы были противоборствующей стороной. Было две системы, и мы друг с другом конкурировали. Советский Союз со своим социалистическим блоком и капиталистический мир. У нас на сумасшедшем уровне была развита наука, фармакология, и у них это развивалось, потому что они должны были что-то противопоставлять. А в 1991 году мы перестали конкурировать друг с другом, встроившись в их систему. Мы продали им все лучшее методики, что были у нас. Поверьте, они пользуются всеми нашими методиками. Все их передовые методики – это доработанные ими советские технологии. А нам они начали передавать свои методики, которые у них не работают и провались. – Почему мы их тогда берем? – Потому что ноу-хау и это можно продавать. Советское сейчас уже не продашь, хоть оно и работает. Вы посмотрите, что сейчас происходит в соцсетях – куча всевозможных упражнений, сколько всякого разного там рассказывают. Но возникает вопрос: для чего все эти упражнения и зачем их столько? Нужно продать, вот и выдумывают. Я в тренировочном процессе пользуюсь всего 10-12 классическими упражнениями.

Читайте продолжение интервью Дмитрия Пиляка 7 января на sportsdaily.ru