Коллекция минералов, учебные тетради и первое селфи. Идем на выставку о воспитании детей императоров в «Царицыне»

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» проходит выставка «Стать Романовым. Воспитание и образование детей российских императоров». Здесь рассказывают, какими были первые годы жизни будущих правителей, как их воспитывали, во что они играли, как развлекались и развивали свои таланты.

Коллекция минералов, учебные тетради и первое селфи. Идем на выставку о воспитании детей императоров в «Царицыне»
© Mos.ru

На выставке — более 800 экспонатов, которые привезли из Государственного Эрмитажа, Музеев Московского Кремля, Государственного исторического музея, Государственного музея А.С. Пушкина и других. Подробности рассказала Марина Сидорова — куратор выставки, начальник выставочного отдела Государственного архива Российской Федерации.

Рождение и крещение

Самый первый документ ребенка — это свидетельство о его рождении. Первые сведения о рождении царских детей можно найти в летописях, грамотах, посланных от царя воеводам, богомольных грамотах патриарха. При Петре I появляются первые указы о рождении. На выставке есть первый указ императора о рождении его сына Петра Петровича, затем они стали стандартными и прочно вошли в обиход.

Монаршие особы фиксировали радостное событие и в личных дневниках: сегодня можно увидеть, например, дневниковую запись Александра III, где он пишет, что у него родился сын Николай II. На выставке представлено и письмо Екатерины II Гримму о рождении Николая I.

«… сегодня в три часа утра мамаша родила большущего мальчика, которого назвали Николаем. Голос у него бас, и кричит он удивительно; длиною он аршин без двух вершков, а руки немного поменьше моих. В жизнь мою в первый раз вижу такого великана. <…> Если он будет так продолжать, братья выйдут перед ним карликами», — писала она.

Первое, что делали после рождения малыша, — искали ему кормилицу, крестьянку, которая сама недавно родила. Важное правило: она должна была быть красива лицом, но не быть рыжей — такой указ издала Екатерина II. Кстати, после завершения работы кормилице выдавали приданое, например сундук, полный одежды.

Первое публичное появление младенца в свете — крещение, которое проходило обычно через две недели после рождения. Из Эрмитажа на выставку в «Царицыно» приехала серебряная купель, которую Елизавета Петровна заказала из Пруссии для крещения своего внучатого племянника Павла I. После крестильной рубашки младенцев переодевали в нарядные одежды. Серебряная и золотая грани, кружево, шелк, атласные ленты — для монарших детей использовали все самое лучшее.

Едва ли не самый важный атрибут в жизни ребенка — мерная икона. С малыша снимали мерку его роста, а потом по ней изготавливали икону того святого, в честь которого его крестили. Такую икону правитель бережно хранил всю жизнь, а после его кончины икону вешали к гробнице — правда, эта традиция соблюдалась не всегда.

Царские игры

Во дворцах были взрослые и детские половины. Детские состояли из учебных и игральных комнат. Играли здесь только в спокойные и тихие игры, например в шахматы. На выставке представлена кожаная складная шахматная доска, принадлежавшая Петру I. Шахматы очень поощрялись в царской семье, их считали благородной игрой, развивающей ум, сообразительность и логику.

Известно, что цесаревичу Алексею Николаевичу очень нравилось собирать пазлы и один из его любимых был с изображением Вестминстерского аббатства. Александр II обожал раскраски — они представляли собой типографские листы бумаги, на которые наносили тот или иной рисунок. Раскрашивался он обычной акварелью. Еще царские дети любили играть в карты — специально для них изготавливали миниатюрные колоды: для девочек — с изображением прекрасных дам, для мальчиков — с оружием и военной формой.

Кстати, последние девочки-княжны отличались любовью к фотографии — этому искусству их обучал придворный фотограф Александр Ягельский. Сестры сами делали альбомы, вклеивали туда снимки и подписывали их. А младшая Анастасия любила делать собственные портреты, расположившись с фотоаппаратом напротив зеркала: одно из таких селфи можно увидеть на выставке.

На свежем воздухе занятий было не меньше. Дети катались в колясках и на санках, играли в теннис и крокет. Николай I считал, что все дети обязательно должны заниматься физкультурой, поэтому в парках всех загородных дворцов и резиденций велел установить так называемые сетки — подобие корабельной мачты, на которую можно забираться по веревочным лестницам.

Чему учили наследников престола

Основы образования царских детей заложила Екатерина II при воспитании внуков — Александра и Константина Павловичей. Она писала сказки, наставления, учебные пособия, создала знаменитую «Бабушкину азбуку», состоящую из мудрых изречений и добрых притч. Идеи Екатерины II развивала императрица Мария Федоровна — она считала, что дети обязательно должны каждый день писать дневники, отчеты и табели. До наших дней сохранились записи маленького Николая I о том, что он прочел за неделю, чем занимался, как себя вел. Есть еще предметы, которыми особенно дорожили его дети: электростатическая дисковая машина и планетарий для изучения астрономии. Кроме того, среди экспонатов — учебные тетради великих князей и императоров по разным предметам: латинскому языку, арифметике, геометрии, а также минералы, которые Александр II покупал для своих сыновей.

Одним из основных предметов у мальчиков было военное дело. Примерно в пять лет ребенок начинал учиться ездить верхом. Сохранился рисунок, как впервые сажали на коня (миниатюрную лошадь особой породы, не пони) Александра II. В чуть более старшем возрасте великих князей зачисляли в кадеты — они обучались военной науке у лучших профессионалов того времени. Отрабатывали полученные знания в летнем военном лагере около Петергофа.

Учебный день у царских детей начинался обычно в 08:00 (подъем — в 06:00), а заканчивался в 12:00. Потом небольшой перерыв, когда можно было пообедать и погулять, затем еще два с половиной часа занятий. Вечером — свободное время на приготовление уроков, чтение, прогулки. Перед сном нужно было успеть сделать записи в дневнике. Спать ложились около 23:00.

Шаги во взрослую жизнь

Завершающий этап образования — обязательные путешествия, это идея Марии Федоровны. Когда царские дети проходили основной курс наук, они отправлялись в путешествие по России, а потом — за границу. Первым в такое путешествие поехал в 1816 году будущий Николай I: вначале в Крым, затем в Англию. На выставке можно увидеть дневники на русском и французском языках, которые он вел во время этих поездок.

Путешествие будущего Николая II было еще интереснее. Вначале он добрался по морю в Сиам (старое название Таиланда), побывал в Индии, Японии, на Шри-Ланке. Домой возвращался по суше — через Владивосток. Сохранились его дневники, фотографии, несколько писем, украшенных рисунками.

Завершала детскую жизнь торжественная присяга. Наследники престола приносили присягу в 16 лет, великие князья — в 20. Мероприятие начиналось в Большой церкви Зимнего дворца, где они зачитывали текст присяги и подписывали присяжный лист. Затем церемония продолжалась в Георгиевском зале, где клятву приносили уже перед военными, придворными и всем светом.

Выставку в музее-заповеднике «Царицыно» можно посетить до 7 апреля 2024 года.